Точка отсчета для Чеха
Петр Чех сегодня может установить новый рекорд «Челси».
Если совсем начистоту, то это будет непросто, поскольку для этого должно совпасть сразу несколько обстоятельств. Для начала в наши ворота должны назначить пенальти в игре с «Сандерлендом», но если это произойдет, то кто лучше, чем наш преданный вратарь, справится с ним, как не раз уже делал в последнее время.
В среду вечером, когда Чех отразил 11-метровый «Нордшелланда», это был его восьмой отраженный пенальти за «синих» (не считая послематчевых серий). Это уравняло его в клубной истории с двумя бывшими голкиперами — Биллом Робертсоном, который был в команде-победителе лиги в 1955 году, и Регом Мэтьюсом, который был вратарем сборной Англии, когда пришел в клуб в 1956 году и играл пять сезонов до прихода Питера Бонетти.
В случае с Чехом его умение парировать пенальти сформировалось непосредственно за восемь с половиной лет в клубе. В первом сезоне он отразил один удар (в гостях у «Блэкберна»), а затем это не удавалось ему целых три года.
В 2008/09 гг. Марк Ноубл из «Вест Хэма» оказался неудачлив на точке на «Аптон Парк», а затем Чех отразил еще два удара в сезон Дубля 2009/10 гг. — от Луи Саа в гостях у «Эвертона» и затем на «Уэмбли» в финале КА с «Портсмутом», когда скорости реакции Чеха удивился Кевин-Принс Боатенг.
Клинт Демпси из «Фулхэма» пополнил список не сумевших забить пенальти Чеху на следующий год, а в прошлой кампании «Гудисон Парк» пронаблюдал за еще одним успехом Чеха, на сей раз бил Лейтон Бэйнс, а самый знаменитый сейв был, конечно же, в Мюнхене от Арьера Роббена.
Поравнявшись с клубными рекордсменами, Чех беседует с официальным сайтом «Челси» о методах работы, которые позволили ему добиться такого результата.
«Ты полностью вкладываешься в свое дело, ты стараешься исследовать все малейшие возможности, ты стараешься научиться „прочитывать“ противника», — говорит он.
«Помочь может анализ видео, как бьет тот или иной игрок, но это совершенно не определяющий фактор, поскольку каждый раз футболист может менять свою тактику. Самое главное — это пристальное внимание, когда стараешься найти малейшие намеки, что могут помочь в принятии решения».
«Нужно принимать во внимание, какой момент сейчас в игре, правой или лавой ногой удобнее играть футболисту, смотрит он на вратаря или нет… Все это складывается в общую непростую картину, но мы действительно работаем над всем этим, учимся подмечать детали, чтобы пониматься верные решения. Ну, и, конечно, удача тоже должна быть на твоей стороне, чтобы все удалось».
Если присматриваться к этим восьми сейвам Чеха, можно найти немало драматических. Скажем, есть весомый повод особо ценить первый — от Пола Дикова на «Ивуд Парке». Тогда «Челси» изо всех сил бился за победу с малым счетом ради первого титула лиги за половину столетия. Сам же Чех в том матче был в нескольких минутах от того, чтобы побить рекорд Петера Шмейхеля в АПЛ без пропущенных голов.
«Помню, я тогда думал: ну уж нет, он не забьет, не могу я быть так близко к рекорду и все упустить», — рассказывает Чех.
«Пенальти в финале КА был еще одним важным моментом. Была ничья 0:0, мы никак не реализовывали шансы, попадали в перекладину, в штанги, а затем вдруг „Портсмуту“ присудили пенальти. Было такое чувство, что это одна из тех жутких игр, где ты сначала упускаешь 15 шансов, а потом один единственный пенальти — и ты проигрываешь 1:0. Но я спас ворота! И это стало поворотной точной, потому что уже через несколько минут мы забили».
А еще несколько игровых минут спустя мы заработали Дубль. И еще два года спустя спасенные от пенальти ворота в Мюнхене вписали состав «Челси» в историю клуба.
Интересны также и сейв в гостях у «Фулхэма» в 2011 году, поскольку он был на последней минуте, и в гостях у «Эвертона» от Бэйнса, поскольку Чех тогда только вышел после удаления Росса Тернбулла.
«Я вообще тогда замерз, было дико холодно, а разогреться времени не было» — вспоминает 30-летний голкипер.
«Помню, тренер вратарей Кристоф Лоллишон сказал: „Попытайся разогреться в первые пять минут на поле“, и я ответил: „Ок, сначала отражу пенальти, а потом уж разогреюсь“».
«Так все и случилось, и мы потом весело смеялись над этой ситуацией».
Если же задаться вопросом, какой из отраженных ударов Чех ценит выше всего именно с технической точки зрения, то он обращает внимание на два пенальти: от Ивицы Олича в серии пенальти в финале ЛЧ (поскольку вратарь решил, что удар будет низом, но мяч пошел выше ожидаемого, но все же удалось дотянуться до него рукой в падении — на фото выше) и в финале КА.
«Я уже направил тело в другую сторону, но у меня оставалась возможность использовать ноги. В движении, в воздухе ты уже не можешь ничего изменить, но ты должен всегда убедиться, что использовал все мыслимые возможности, чтобы отразить мяч», — объясняет Чех.