Есть ли хотя бы подобие метода в том сумасшествии, которое устраивают клубы АПЛ в период торгов? Джайлс Смит исследует этот вопрос в своей еженедельной колонке…
Проверка реальностью. Вы еще пока не ненавидите ее?
Жизнь все покажет, хотя после финального дня трансферного периода и пребываем в благостном тумане эйфории от приобретения даже не одного, а двух игроков мирового класса для ключевых позиций на поле. И мы наслаждаемся вынужденным консенсусом критиков (и ведь философы такого высокого полета, как Гарри Реднапп и Йан Доуи высказались в один голос), что новые контракты подтверждают серьезность намерений и амбиций «Челси». Плюс так прямо, как может быть прям лишь нос Гарри, заявляют о том, что прерогатива отстаивания титула АПЛ вернулась на прежнее место.
А затем проходит лишь четыре минуты игры с «Сандерлендом» (то есть не прошло и суток с момента, как Фернандо Торрес красовался на фото с «синей» майкой и был так счастлив, как может быть счастлив и свободен лишь тот, кто покинул «Ливерпуль» ради «Челси») — и Фил Бардсли с 20 ярдов буквально подрывает нам всю расцветающую картину мира. То есть тот самый Фил Бардсли, чье имя мы далеко не часто вспоминали за все время, пока трансферные дела достигали своего суматошного пика в понедельник ночью.
Футбол, как мог бы сказать сэр Алекс Фергюсон, дай передохнуть, а?
Представьте только, что все бы так и осталось. Или даже представьте, что Бардсли забил бы еще один гол во втором тайме — на удачу. Я хочу сказать, что наши трансферы все равно остались бы уместны, поражение не убило бы нам радость на корню. Но можно только гадать, какой бы поднялся переполох: такая ложка дегтя в бочке с медом.
Но, разумеется, все так не осталось. Мы сначала сравняли счет, затем вышли вперед, а затем забили поздний четвертый гол — чтобы уж наверняка. И это уже второй подряд матч в лиге, когда мы забиваем четыре гола. Довольно подбадривающий знак с учетом текущих трудностей на данном участке поля.
По факту же последний матч стал весьма элегантной демонстрацией того, как свежие и будоражащие контракты преображают всю команду — ее вид, ее чувство собственного достоинства, ее восприятие себя самой как серьезной перспективы, ее бодрость, ее все остальное. Достаточное доказательство тому — выступления Лэмпарда, Терри и, конечно, Николя Анелька. Торресу и Луису даже играть не надоу было, а команда уже выглядела так, как будто только что отыскала старый неприкосновенный запас самоуверенности и привлекательности.
Были, разумеется, в последний трансферный день и другие переживания: были и поднятые брови по поводу сумм, которые перемещались из клуба в клуб. В былые времена эти траты шли бы вразрез с общей политикой затягивания поясов. Но если уж совсем честно, даже когда в последний раз экономическая ситуация в футболе чутко среагировала на общие беды в экономике, короли оставались королями, а уголь для дела все равно продолжал доставляться, пусть и на запряженной в повозку лошади.
И все же нужно отметить: мало какая газета в заголовках не называла все происходящее «сумасшествием». И даже более того: как я понял из содержания, легкий налет психоза она увидела как раз в решении «Ливерпуля» выдать 34 млн ф.с. за Энди Кэролла, а вовсе не в 50 млн ф.с., которые клуб запросил за свободу Торреса.
Ну, ок, Кэролл действительно может казаться многим слишком юным и слишком еще не проверенным. И всячески странно видеть его в одном ряду с Роналду, Кака, Зиданом и Креспо — то есть в ряду самых дорогостоящих нападающих.
Но тут тоже надо воспринимать все в контексте. Ведь если Даррен Бент может стоить теперь 24 млн ф.с., то тогда Кэролл должен оцениваться… ну, никак не менее 18 млн ф.с., это же совершенно определенно, да?
Более того, я до последнего вздоха буду защищать позицию Кенни Даглиша и руководства «Ливерпуля» — или, как минимум, принцип, из-за которого они заняли эту позици. В конце концов, это их деньни. А свобода тратить собственные деньги, как заблагорассудится (даже если вокруг все воскличают «Че?» или даже «Да ладно?!»), — это основа либеральной демократии. Так что флаг им в руки.
Как бы то ни было, признаки того, что смущающий уровень затрат в последний день отбросит неприятную тень на январский трансферный период, уже были. Но если кто их и не заметил, то вот еще один признак. Гарри Реднапп (который, впрочем, мог быть в растрепанных чувствах, поскольку его запрос по Филу Невиллу из «Эвертона» и «смелый захват в последнюю минуту» Чарли Адама из «Блэкпула» ничем не увенчались) стал одним из тех, кто высказался в пользу закрытия январского трансферного окна для общего же блага.
Совсем это окно и не нужно, рассуждал Гарри вскоре после того, как положил трубку после звонка в «Блэкпул», оно ввергает всех в беспорядочный ад, сеет панику, морочит головы и даже может приводить к опасным в финансовом плане решениям.
Точно. За это мы его и любим. Собственно, в этом вся фишка его существования.
Ну, и резюмируем, если вдруг кто пропустил новости:
Купленные игроки: Фернандо Торрес («Ливерпуль», 50 млн ф.с.), Давид Луис («Бенфика», 21,3 млн ф.с.).
Всего потрачено: 71,3 млн ф.с.
Проданные игроки: нет. Нет таких! Ни одного!
Гарри был прав: это заявка на экспансию. И будем надеяться, даже больше, чем просто заявка.