Никто не будет в обиде, если у доктора Инглиша и его штаба будет сегодня спокойный денек.
Десятидневный перерыв на игры сборных для многих наших игроков - это время, когда доверие и взаимоуважение становятся ключевыми моментами, а талантливые игроки принимают на себя ответственность представлять страну на международной арене.
В апреле, когда решается судьба сезона, многие скрестят пальцы на удачу, чтобы команда осталась в хорошей физической форме и без травм, поскольку в субботу нам предстоит встреча с "Ньюкаслом", а через четыре дня после этого - с "Ливерпулем". И медицинский персонал "Челси" надеется помочь команде сохранить форму.
Как и для удачливой команды на поле, совместная работа очень важна и для команды медперсонала. Однако сходства между футбольной командой и тем, что, на первый взгляд, с ней совершенно не сравнимо, то есть медицинским штабом, на этом не заканчиваются.
Как и в футболе, где ключевые навыки, необходимые для успеха, оставались неизменными в течение десятилетий, требования к профессиональным качествам медицинского штаба "Челси" постоянно поддерживаются на должном уровне, как говорит доктор Брайан.
Давний болельщик "Челси" стал врачом в клубе в 2005 году, и на его глазах разрастался штаб и менялись условия. Если кто-то из игроков сборных вернется сегодня в АПЛ в не очень хорошем состоянии, чтобы снова набрать форму к матчу на "Сейнт Джеймс Парк", у них будут лучшие помощники.
"Я могу поспорить с кем угодно в профессиональном футболе, кто осмелится сказать, что у них медицинский персонал лучше и опытнее, чем наш", - утверждает Брайан. Мы отвлекли его от обязанностей, чтобы побеседовать в Кобхэме, где большая часть здания отдана под реабилитационный центр.
"У кого-то, может быть, больше народу, больше пространства. У кого-то более современное оборудование, но все это лишь внешний лоск. Главное, то, что за всем этим стоит, те люди, которые там работают".
Позже мы вернемся к вопросу о том, как работает медперсонал, но сначала хочется обсудить связь между "Челси" и разными врачами национальных команд, занимающимися здоровьем наших игроков во время игр сборных.
"Если у нас есть подозрение, что кто-то из футболистов "Челси" получил травму на игре сборной, мы стараемся связаться с ними до следующего утра, мы стараемся осмотреть их и, если надо, попросить сделать УЗИ".
"Затем я связываюсь с врачом сборной, чтобы получить информацию обо всех игроках, об их проблемах и травмах, выражая нашу озабоченность, если у нас есть подозрения, потому что мы не можем отозвать игрока из сборной. Решение об отстранении игрока от игр принимает руководство сборной"
"Мы делаем все, что можем, чтобы защитить наших футболистов в сборных. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения с врачами сборных, мы уважаем их, мы знаем, что, если будет надо, то и они отнесутся к нашим игрокам с уважением и пониманием, и не будут без необходимости выпускать их травмированными на поле. Мы также уважаем их и не удерживаем игроков, которым нужно выступать за сборные".
Тот факт, что нынешний тренер "Челси" совмещает пост в клубе с работой в сборной, способствует взаимопониманию, считает Брайан, в принципе, последние три человека у руля "Челси" знали жизнь по обе стороны баррикад.
А что, если игрок "Челси" получает травму в сборной?
"Мы надеемся, что игрока отпустят из сборной. Пока они этого не сделают, мы ничем не можем помочь, только консультировать по телефону".
Так было с Жозе Босингвой, который поранил ногу в игре сборной Португалии в субботу.
"Португальские врачи сообщали мне по телефону, что происходит. Они сказали, что осмотрят его повторно утром, а затем решат, отпускать ли его из сборной, так они и сделали. Они бы отпустили его и вечером, будь там более серьезная травма, но все было не так страшно, и они решили понаблюдать".
"Если травма серьезна, если она требует немедленного лечения, мы полагаемся на квалификацию медицинского штаба сборной, мы не можем ни на что повлиять".
"Однако мы можем выразить наше пожелание, чтобы получить игрока под свое крыло как можно быстрее, потому что мы считаем, что у нас прекрасное оборудование. У нас лучшие хирурги, наверное, они также думают о своих, но это наши игроки. Поэтому надо принимать во внимание, что, как только закончатся игры сборных, они забудут о наших ребятах надолго. А мы заботимся о них 365 дней в году".
"Обычно сборные понимают, что мы сами должны это контролировать. В сборной не место травмированным, их отправляют обратно в клуб".
Вспомогательные технологии
Брайан считает, что его время поделено в соотношении 60% и 40%: 60 процентов времени он занимается практической медицинской работой с игроками и 40 процентов он тратит на управление медицинским департаментом, в котором есть три физиотерапевта на полную ставку, четыре массажиста, один доктор на полный рабочий день и еще один доктор на основе частичной занятости, занимающийся только главной командой.
К тому же есть еще консультанты, такие как мануальный терапевт и ортопед, плюс отдел физического развития, относящийся ко всему клубу. Некоторые физиотерапевты и массажисты работают в резерве и академии "Челси".
Сейчас и медики влияют на приведение футболиста в рабочую форму - команда больше играет под присмотром Гленна Дрисколла, который вернулся на должность физиотерапевта главной команды еще при Луисе Фелипе Сколари.
"Я слышал, что есть некоторые футбольные клубы, где медперсонал и те, кто отвечают за физику, едва говорят между собой, между ними пропасть, - говорит Брайан. - К счастью, в "Челси" с тех пор, как я тут, еще со времен тренера по физике Руи Фариа из штаба Моуринью, мы всегда тесно сотрудничали, я думаю, это отражается на игре и отсутствии травм".
"С приходом Гуса Хиддинка мы вернулись к тому, что было во времена Аврама Гранта, когда медицинский персонал брал на себя и ответственность за физику. Мы накопили опыт за последние четыре года, и если посмотреть на статистику эры Гранта, как мало там было травм, и как мы работали, это было успешное время".
"Сейчас тоже мало проблем, если не считать трех крупных травм крестообразных связок. Чем теснее связь между физикой и медперсоналом, тем лучше состояние игроков. Они прекрасно дополняют друг друга".
Первым делом медперсонал встречается утром в полном составе, а потом во второй половине дня и обсуждает травмы и то, как вернуть игроков в нужное состояние, как можно быстрее.
Постоянно работая с элитой мирового футбола, применяя новые медицинские технологии, пользуетесь ли вы только традиционными методами или, если надо, предпочитаете новаторские подходы?
Брайан откидывается назад и задумывается о том, когда последний раз что-то серьезно повлияло на методы лечения травм. Точного ответа он дать не может.
"Мы всегда ищем что-то новое, но, поскольку у нас травмы многообразны, никогда не знаешь, сработал новый метод или старый, способствовал исцелению массаж, укол, противовоспалительная таблетка, терапия холодом, гидротерапия или процедуры".
"Мы применяем весь арсенал, поэтому невозможно доказать, что сработал именно новый метод".
"Надо смотреть, на чем основана новая технология с точки зрения науки, думать, не пустышка ли это, не фикция, есть ли там разумное зерно. Нечестно по отношению к игроку подсадить его на какое-то оборудование, а потом вы не можете взять это оборудование в Ливерпуль на выездной матч, и футболист потерян для команды".
"Дело в самом персонале, их возможностях, способностях, диагностических навыках. Для меня это 90% успеха. Всегда будут разные приемы и гуру, но надо скептически относиться к их учениями и мотивам, потому что они работали на себя".
Правильный подход
Самый сложный момент в лечении травмы, считает Брайан, это процесс реабилитации, когда игрок начинает делать упражнения, и все зависит от него. Правильная организация процесса крайне важна для возвращения силы, гибкости и ловкости.
"Это очень хитрая вещь, не нужны никакие машины, которые стоят тысячи фунтов, где вы просто лежите на кушетке. Игроки - живые люди, им нужно движение, настолько, насколько возможно".
"Нужен опыт в том, чтобы понять, когда человеку можно двигаться, потому что от этого зависит, вернете ли вы игрока в строй или повторно его травмируете. Ни машина, ни техника не заменит опытный персонал. Легко испортить процесс реабилитации, трудно все сделать правильно".
Последнее утверждение можно отнести и к самой игре, и человек, который много времени проводит с футболистами, Брайан готов принять позицию игроков.
"Вы хороши настолько, насколько качественно вы вылечили последнего пациента", - говорит он, когда его спрашивают о чудесных исцелениях в "Челси".
"Я всегда слежу за тем, что мы делаем не так, а не за тем, что является нашей работой".
"Когда вы начнете хвалить себя за игру, вы потеряете мяч, если говорить языком футбола, и начнутся проблемы".
Наверное, это самый незаметный департамент в "Челси", но нет никаких сомнений, что объем выполняемых ими работ настолько велик, что является центром всего - начиная от простой работы с Эшли Коулом, которая позволила ему через 24 часа играть в финале Лиги Чемпионов после неприятного инцидента на тренировке, до виртуозной хирургической операции на колене Джо Коула. Но даже настоящие профессионалы любят футбол.
"Я все еще болельщик в душе, - говорит Брайан, - потому что, когда коллега работает на какой-то игре, я не остаюсь в стороне, я иду смотреть матч, я не могу пропустить игру. Здорово наблюдать матч с трибун, как раньше до работы в клубе".
"Надо любить клуб, чтобы в нем работать, иначе не будет удовольствия от работы. Это не упрек, работа требует времени и сил, но когда вы любите клуб, проблем не возникает".
"Я никому не советую работать в футбольной сфере, если вы не любите этот вид спорта, надо, по меньшей мере, уважать клуб, даже если вы не болельщик".