Джайлс Смит: размышления по четвергам
Отправляясь на юг вчера вечером после вылета из Лиги Чемпионов, обладатель сезонного абонемента Джайлс Смит уже рассмотрел игру в историческом контексте и подумал об общественном транспорте.
О да. Полагаю, теперь нам придется побеждать в чемпионате. Это будет сложно, это правда. И снова «Ливерпуль» слегка охвачен паникой и деморализован, что часто является результатом того, что слишком рано начинают считать цыплят, не дождавшись осени, а «Ман Сити» под давлением оказывается крайне непрочным.. Так что неизвестно, что будет дальше.
Увы, уикэнд в Лиссабоне, который стал бы прекрасным венцом переходному сезону (переходному сезону, не похожему на все остальные переходные сезоны в истории переходных сезонов, думаю, мы можем утверждать это), не состоится.
Безусловно, очень жаль. Тем не менее, перспектива — наше все, и возвращаясь домой вчера вечером на Вандсворт Бридж (или «Puente de Wandsworth», как нам следует называть его в честь вчерашних сообщений для гостевых болельщиков на стадионе), чувствовалось, что печаль растет, а настроение падает.
Есть затертое футбольное клише, которое утверждает, что сход с дистанции в полуфинале вызывает самую сильную агонию — если вы, перепрыгивая, задеваете это препятствие, оно раздирает голени в клочья. И как многие затертые футбольные клише, это полная чушь. Что касается агонии, раздирание голеней в полуфинале просто ничто с раздиранием голеней в финале, как подтвердят все, кто пережил это в Москве в 2008 году.
В любом случае, это вопрос того, как вылететь из полуфинала. Да, мы какое-то время вели вчера вечером — и даже, возможно, контролировали игру при счете 1:1. (Все складывалось так, что нам надо было забивать, как минимум, два гола.) Так что боль от того, что мы выпустили игру из своих рук, была очень острой.
И нас заставили хорошенько страдать из-за того, что мы не выполнили идеальный план на игру в Мадриде в первом матче и не увезли победу 1:0 — об этом мы тоже неоднократно пожалели.
Но давайте признаем, у нас были и похуже моменты, когда полуфинал Лиги Чемпионов больно бил нас по носу, гораздо лучше вот так вот достойно вылететь от блестяще игравшего «Атлетико».
Намного хуже вылететь из-за гола-призрака или «спецэффекта» на «Энфилде» (уверен, вы все согласитесь), чем бороться до победного и уступить. И еще хуже вылететь от гола на последних минутах от «Барселоны», когда судья проигнорировал целый список поводов для назначения пенальти в матче.
На самом деле, когда думаешь о том, что еще хуже, чем то, что мы видели, то понимаешь, что гораздо хуже не выйти из группы.
А еще хуже вообще не попасть в турнир на следующий год, как, например, «МЮ» в этом году (хотя болельщики «Челси» должны вспомнить ситуацию 12 лет назад, чтобы понять, что это за боль).
Дело в том, что если вы задержались надолго вчера после финального свистка, то, должно быть, видели, как игроки «Атлетико», уходя с поля, аплодировали «Шеду», а затем «Вест Стенду» и «Мэттью Хардинг» — и трибуны в ответ аплодировали футболистам. Это подвело логический итог матчу. Это не был один из тех вечеров в Лиге Чемпионов, когда после матча остается ощущение, что вас разнесли в щепки. Это был вечер, когда ты рад чести, что участвовал.
И если такой опыт случается в переходном сезоне, только представьте себе, что может быть в следующем году, в непереходном.
Хозяева прессинговали в последние минуты тайма, мяч часто оставался бесхозным — и вот Фернандо Торрес один, странным образом предоставленный самому себе, а вокруг километры пространства, и только вратарь между ним и воротами еще оставляет какие-то сомнения относительно результата.
Ах, да: что бы ни случилось в полуфинале Лиги Чемпионов, мы никогда не забудем тот момент на «Камп Ноу» в 2012 году. И нам не составит труда запомнить повторение этого в какой-то степени на «Энфилде» в воскресенье — тот же игрок, те же минуты матча, та же контратака, тот же рывок «развернулся-побежал», и тот же трюк с переигранным вратарем. Но несколько другой итог атаки.
Поставьте себя на место Торреса в те секунды на «Энфилде» в воскресенье, пока он несся по совершенно пустому полю к воротам «Ливерпуля». Насколько ему хотелось забивать в тот момент?
Это большой вопрос, не так ли? В конце концов, мы говорим о «Ливерпуле». Уже привычно, что над ним глумились, когда он разминался, глумились, когда он растягивался, глумились, пока сидел в запасе, глумились, пока был на поле. И вот дошло до дела: Торрес против Миньоле, чтобы сделать счет 2:0 на последних секундах.
Какая возможность поставить точку — не только для тысяч на стадионе, более того, для миллионов у экранов телевизоров по всему миру.
Винил бы кто-то Торреса, если бы он, обыграв вратаря, закатил мяч в никем не защищенные ворота, ударив чуть сильнее, чем надо было бы, а затем сделал бы полный радости от свершившейся мести рывок в стиле Эммануэля Адебайора назад по полю и прокатился бы метров 30 на коленях перед Копом, празднуя и приставив ладоши к ушам? Неужели не это напрашивалось по обстоятельствам? Разве не этого хотелось?
Но нет. Не для Торреса. Он обыграл вратаря, он сделал паузу, подумал, сделал пас на Виллиана, и Виллиан забил. А потом Торрес присоединился к своим товарищам по команде, чтобы поздравить бразильца и потрепать его по волосам перед болельщиками гостей, а затем рысцой вернуться назад для продолжения игры.
Класс. А какой замечательной была его сочувственная реакция на вчерашний забитый гол. Просто класс. Как знает «Ливерпуль», такое не купишь. Или можно купить, но надо потратить очень много денег.
Оказывается, Брендан Роджерс, тренер «Ливерпуля» (и продукт того, что я называю «места для бутс «Челси»»), частично взял свои слова назад по поводу того, что наша команда припарковала два автобуса на «Энфилде».
Его можно понять, как и то, что он сожалел о сгоряча сказанных словах — не только потому, что говоря их, он неизбежно воздвигал мишень для любителей поломать старую комедию, основанную на старых стереотипах. (Припарковать два автобуса? На «Энфилде»? Не пойдет, если хочешь вернуться и увидеть, что все колеса на месте, спасибо!).
Однако типично, не так ли? Ты годами ждешь припаркованный автобус, а затем одновременно подходят два (снова спасибо!).
Это были два припаркованных автобуса? Или хотя бы один? Стоит вспомнить, что выражение «припаркованный автобус», которое прочно вошло в футбольный лексикон, впервые было использовано Жозе Моуринью. Он использовал его в 2004 году после матча с «Тоттенхэмом» на «Бридже», говоря об игре «Тоттенхэма», не рассчитывавшего на большее, чем ничья 0:0, которой они и добились. (К великой радости их болельщиков, насколько я помню. И это было справедливо. Ничья 0:0 на выезде с топ-клубом была для них праздником в те времена. Хотя и сейчас дела обстоят так же, полагаю).
Однако отслеживая, откуда все пошло, мы понимаем, что выражение «припарковать автобус» относится к команде, которая не имеет амбиций на победу. Тогда имело смысл утверждать это о «Тоттенхэме» в 2004 году, можно было сказать это о «Вест Хэме» после нашего матча в начале сезона.
Но нет смысла приписывать это нам после матча на «Энфилде», если мне не изменяет память, «припаркованный автобус» дважды забил и выиграл, а значит, иногда все было совсем иначе — и не раз.
А удваивание количества автобусов ради красного словца, как это сделал Роджерс в воскресенье, вообще лишает фразу всякого смысла при данных обстоятельствах. Один автобус - один гол? Никакой логики.
Итак, подведем итог: «припарковать автобус» значит играть на ничью 0:0. Но это нельзя сказать о матче, где команда борется за три очка. Особенно забивая два гола на выезде, в ворота лидера, который всем казался неукротимым и которого уже все досрочно признали чемпионом впервые после эры черно-белого кино.
«Как вы думаете, Роджерс имел в виду двухсекционный автобус?», — спросил еще один мыслитель об этом, и снова я не понимаю, как это происходит. Уже нет двухсекционных автобусов. Разве они не были запрещены и не прекратили свое существование?
Если честно, даже если то, что показывает «Челси» на данный момент это автобус, тогда я считаю, что этот автобус достоин уважения. По крайней мере, это полезно для общества — как минимум, эта служба точно придерживается расписания. В частности трудно представить лучшее время, чтобы забить голы на «Энфилде», даже в Германии, где очень серьезно относятся к расписанию автобусов.
Более того, в наше время сокращений и урезаний тот факт, что служба функционирует даже в таких отдаленных сельских районах, как Ливерпуль, достоин уважения, а не порицания и пренебрежения.