Холлинз оценил достижения Терри
За время игры в «Челси» Джон Терри добился множества наград, стал самым успешным капитаном в истории клуба, а недавно обогнал по количеству сыгранных матчей Джона Холлинза, забив при этом важный год в воскресной победе 3:1 над «Саутгемптоном». После всего этого игрок получил заслуженную похвалу футболиста, которого обошел в общем рейтинге.
Терри сравнялся с Холлинзом (592 игры) в матче с «Базелем» в ЛЧ, а обогнал бывшего «синего» в игре против команды Маурисио Поччетино.
Лишь Рон Харрис, Питер Бонетти и Фрэнк Лэмпард теперь опережают Терри в гонке за рекордом по выступлениям за «Челси». Холлинз же весьма высоко оценивает и нынешние достижения капитана.
«Всегда приятно видеть человека, который так много работает и так стабилен и надежен, поэтому он и занял ту позицию, на которой сейчас находится», — сказал бывший игрок официальному сайту «Челси».
«Джон — легенда. И при таком положении дел очень важно не задаваться и продолжать играть. В наши дни мы даже вынуждены были выступать, поскольку не было возможности сделать столько замен, но Джон, наоборот, хочет играть постоянно».
32-летний футболист пропустил лишь две игры в текущей кампании, и стал одним из четверки (в которой также Петр Чех, Бранислав Иванович и Рамирес), которая выступила во всех стартовых составах в чемпионате до сей поры. Под началом Жозе Моуринью капитан стал выступать чаще, чем в предыдущие годы, и за этот знак внимания он должен быть особо признателен после второй половины предыдущего сезона (когда из-за травмы и ротации он практически не играл).
«Джону не нужно метаться по полю, достаточно оставаться в защите и просто одним своим присутствием давать уверенность в том, что мы ничего не пропустим, — говорит Холлинз. — Впрочем, как капитан, он может сам решать, что предпринять при счете 1:0 или 2:0: иной раз он вполне может разрешить исход игры, но в этом случае важно быть организатором на поле, и мы видим, что все это у Джона неоднократно получалось».
«Он всегда был тем парнем, который прикрывал тылы или бросался на амбразуру, когда прочие не делали этого. Это его визитная карточка — неустанная борьба и готовность играть всегда. Он также забивает важные голы. Так чего вы еще можете хотеть от футболиста?»
«Он впечатлил меня в этом сезоне: пропустил пару матчей — и они вышли очень странными. Это лишний раз показывает, насколько он важен. Он просто должен быть на поле в важных матчах, чтобы держать строй, сжимать тиски, если понадобится, всегда быть надежной опорой и защитой и направлять игроков в нужное русло. Этим он и занимается из недели в неделю».
Футбол изменился до неузнаваемости со времен Холлинза, игравшего в полузащите на «Стэмфорд Бридж» в конце шестидесятых — начале семидесятых. Изменились реалии как на поле, так и за его пределами. Но 600 матчей за клуб — это великое достижение безотносительно футбольной эры.
«Суть достижения за годы не изменилась, поскольку оно показывает, сколько работы на тренировках ты вложил, чтобы быть полностью готовым к каждой игре», — говорит бывший «синий».
«Чем больше думаешь о таком количестве игр, тем больше чувствуешь усталость. Так что самое главное в нашем деле - не думать слишком много. Я видел, как Джон проводит мастерские поединки и сейчас, и даешься диву: как ему вообще это удалось?! Но все это вопрос практики и опыта».
«В наши дни очень важно было не дать противнику понять, что тебе больно или нехорошо, и Терри такой же. Он заслуживает всех похвал, что получает, поскольку в физическом плане быть защитником в любом клубе — очень тяжелая работа».
Холлинз в бытность свою игроком провел в клубе два периода, а затем стал и тренером в 1985 году после Джона Нила. Дебютировавший за «синих» в 17 лет Холлинз, как и Терри, стал затем капитаном команды, о чем вспоминает с особым наслаждением.
«Это было восхитительно, — уверяет он, — но, когда играешь каждую неделю перед зрителями в количестве 50–60 тысяч человек, нужно действительно потрудиться, чтобы игроки на поле услышали тебя: нужно орать или иногда даже свистеть».
«Тогда тренеры еще не сидели в специальной зоне, не давали советов с кромки поля, поскольку были уже за огороженным периметром или вовсе на трибунах».
«Но мне действительно это нравилось, плюс мне повезло оказаться в одной лодке с такими великими людьми, как Дейв Секстон, Томми Дочерти и Тед Дрейк. Тед был моим первым тренером, а я стал его последним подписанным футболистом, когда он продолжил карьеру в другом клубе. Я ему должен, ведь именно он подбодрил меня в карьере, специально посетив „Гилдфорд“, посмотрев, на что я способен, и подписав меня».
Если Терри предводительствовал в команде в наиболее успешный ее период, то Холлинз повидал не лучшие времена в лиге, зато весьма удачные в кубках, где мы появились в пяти финалах с 1965 по 1972 гг.
«Мы играли с „Тоттенхэмом“ и проиграли в 1967 г., но в целом как кубковая команда мы были на высоте, — считает он. — Мы были в такой форме, что всегда могли рассчитывать на максимальную близость к финалу. Работоспособность состава была просто невероятна, мы правда были очень хороши».
«На полях, которые теперь есть у клубов, мы бы выигрывали кубки каждый год. Но тогда поля до Рождества были не фонтан. Как только появлялся снег и скрывалась трава, мы становились быстры, как ветер. В остальное время движение мяча замедлялось плохим газоном».
По понятным причинам из общей массы игр времен Холлинза выделяется финал КА 1970 года. Он и в целом в истории клуба был одним из самых запоминающихся и важных. Тогда мы обыграли талантливейший «Лидс» в переигровке на «Олд Траффорд».
Второй шанс мы получили во многом благодаря Холлинзу, ведь именно после его навеса Ян Хатчинсон сравнял счет в ничьей 2:2 на «Уэмбли».
«Мне удалось вовремя подставить ногу и сделать кросс, который Хатч принял и, миновав Нормана Хантера, забил прямо в верхний угол», — вспоминает футболист.
«Победить потом в этом финале было по-настоящему волшебно. Особенно после первого матча, который мы запросто могли проиграть, не будь Питер Бонетти так хорош. Переигровка была не менее сложной: 90 минут, потом дополнительное время… И мы в итоге выиграли благодаря голу Дейва Уэбба головой!»
«Я никогда не забуду, как мы обошли вокруг поля и отпраздновали победу. „Стретфорд Энд“ был полностью синим с белым в тот вечер, и фанаты „Челси“ просто сходили с ума. После двух матчей мы жутко устали, поэтому в раздевалке как раз толком и не отметили: выпили по паре бокалов — и все».
Первый триумф в КА дал нам понимание, что можно продолжить в том же духе и в Кубке Кубков в следующем году. Это была еще одна триумфаторская кампания, как и в КА годом ранее, но выиграть нам снова удалось лишь после переигровки, в этот раз против мадридского «Реала». Но Холлинз, игравший в первой ничьей 1:1, вынужден был пропустить последний матч из-за травмы.
«Я и первый-то матч почти пропустил, поскольку перед игрой мне сделали две инъекции обезболивающего в колено, затем еще одну в перерыве, затем еще одну перед дополнительным временем, так что к концу матча это был уже просто не я», — говорит он.
«А на переигровке, кстати, я был первым в истории со-комментатором. Я работал вместе с Питером Лоренцо, и это действительно был первый раз, когда кто-либо делал подобную работу. В любом случае это был особый вечер. Гол Джона Демпси был фееричен, просто блестящий удар с лета. Он до сих пор постоянно о нем говорит, но кто станет его в этом винить? Точно не я!»
Питер Осгуд забил победный гол в итоговом счете 2:1. А Холлинз после ухода с «Бриджа» в 1975 году играл за двух наших лондонских противников. Восемь лет спустя, впрочем, вернулся, сначала на правый фланг защиты, а потом и на пост тренера, когда мы прорвались в высший дивизион.
«Я сыграл 134 матча за „КПР“ и затем 145 за „Арсенал“, а вернулся в „Челси“ в 1983 году, — напоминает он. — Я никогда не играл во Втором дивизионе, но в том сезоне 30 матчей все же провел, что теперь кажется мне прекрасным. Чуть позже я стал уже тренером клуба после Джона Нила, у которого был сердечный приступ».
«Мне говорили, команда никогда не вернется обратно в высшую лигу. Но в тот сезон мы работали на износ, выстраивая состав победителей. И мы справились, и попали в лигу, завершив кампанию чемпионами, что выяснилось в последний день».
Несмотря на ряд откровенно неудачных сезонов до ухода его из клуба уже в качестве тренера, Холлинз смотрит на те времена с теплотой, особенно на первый сезон, который мы завершили на шестой строчке и победителями Кубка Фул мемберз.
«Отличный был день, и мы замечательно играли, — вспоминает он. — Приятно было привести команду к победе на „Уэмбли“. На тот момент турнир был довольно значимым, у нас было много зрителей — порядка 45000 наших фанатов и еще человек 20000 болельщиков „Ман Сити“. Атмосфера была удивительной, а игра захватывающей».
Поскольку за время работы в «Челси» сначала футболистом, а потом тренером Холлинз имел честь сотрудничать с лучшими игроками, ему сложно выбрать кого-то одного. Впрочем, когда он все же решается, его выбор оказывается слишком очевидным, ведь и по сей день этот футболист считается «Королем Стэмфорд Бридж».
«В общем и целом, я работал с массой одаренных людей, но говорить могу лишь о Питере Осгуде. На первых порах карьеры он получил серьезную травму, но это его не остановило, он стал сильнее и бесстрашнее, ничего вообще не боялся. Поистине великий игрок. Каждый в клубе чтит его память».
С учетом давней и прочной связи Холлинза в клубе неудивительно, что он по сей день следит на новостями с «Бриджа». Он уверен, что текущая кампания станет еще одним успехом клуба, а шансы наши на удачу будут тем выше, чем в лучшей форме будет наш бессменный капитан и предводитель защиты Джон Терри.