Guardian. Моуринью: нужны игроки, взращенные «Челси»
Середина среды в Кобхэме, и Жозе Моуринью, укрывшемуся от бесконечного холодного осеннего дождя, не терпится возобновить работу. В ходе затянувшегося перерыва на матчи сборных тренер, в распоряжении которого осталось совсем немного игроков основного состава для тренировок, постарался стряхнуть оцепенение и нанёс мимолетный визит в Белград, чтобы посмотреть, как Бранислав Иванович и сборная Сербии обыгрывает японцев, а затем провёл вечер на «Уэмбли», наблюдая за выходом англичан в финальную стадию Чемпионата мира.
Между этими событиями прошли приятные выходные, проведённые с семьёй, однако дни по-прежнему казались «пустыми» без матчей чемпионата, требующих его внимания. «Мне стало скучно, — сказал он. — Я не тот человек, который говорит помощникам остаться и тренировать четверых или пятерых человек, которые остались, а сам отправляется отдыхать. Я так не делаю. Не могу так делать. Я всё время был на тренировочной базе, и это меня расстраивало, поскольку мне нравится работать с игроками, а это было невозможно. Поэтому я готовился, к „Кардиффу“ в эти выходные, к „Шальке“ на следующей неделе. В прошлую пятницу я ездил посмотреть на Ивановича, а во вторник — на Англию. По телевизору я посмотрел все матчи, в которых были задействованы мои игроки. Но всегда хочется вернуться к работе, чтобы всё вновь началось».
Энтузиазм и энергия двукратного победителя Лиги Чемпионов никуда не делись, однако последний перерыв на игры сборных в начале сезона не приветствуется. Моуринью, вернувшийся в 50 лет туда, где, по его ощущениям, его место, уже захвачен новым проектом, который ему предложили в «Челси». Тогда как в первый раз его задачей было создать этому клубу репутацию победителей, прервать «чемпионскую засуху», которая длилась полвека, теперь португалец поглощён новым испытанием. Эта команда в последних сезонах впервые в истории лондонских клубов выиграла Лигу Чемпионов и Лигу Европы под руководством временных тренеров, и это замечательные достижения, при том что часто казалось, что команда находится на переходном периоде, а также слишком часто полагается на прагматизм, чтобы добиться успеха в противостоянии с более высококлассным соперником. Моуринью же должен привнести стиль и пафос.
Он намерен сочетать трудоспособность с классом, вырабатывая «усердную экспансивность», и его игроки вникают в то, что требуется, хотя Хуан Мата и Кевин де Брюйн, к примеру, уже успели испытать на себе сложности данного подхода. Всё это — часть процесса, и на сейчас результаты ставятся выше эффектности. На данный момент было бы глупо ожидать чего-то иного. Вернувшийся тренер регулярно указывает на нехватку ключевых игроков, находящихся на пике формы, в возрасте от 26 до 30 лет. В то же время он «унаследовал» либо приобрёл молодых игроков с огромным потенциалом, которые стремятся продемонстрировать свой класс, а старшее поколение работает над повышением собственных стандартов и помогает провести молодёжь через нагромождения английского футбольного календаря.
Такие фигуры, как Фрэнк Лэмпард и Джон Терри, были опорами состава «Челси» при Моуринью в тот блестящий первый период на «Стэмфорд Бридж», и теперь они вновь занимают видное положение, хотя могли бы отойти в тень. Полузащитник участвовал во всех матчах этого сезона, за исключением встречи со «Суиндоном» в Кубке Лиги. Терри выходил в стартовом составе во всех матчах Премьер-лиги и, скорее всего, продолжит эту серию в игре с «Кардиффом» в субботу. «Ветераны» по-прежнему играют важную роль в проекте.
Возьмём Терри. Много чего приключилось с центральным защитником с момента ухода Моуринью в 2007 году, целый перечень противоречивых ситуаций, в большинство из которых он попадал по собственной вине — от двукратной потери капитанской повязки в сборной Англии до дисквалификации в связи с делом Антона Фердинанда, досаждающих травм и пропуска финала Лиги Чемпионов из-за дисквалификации — всего и не перечислишь. В прошлом сезоне при Рафаэле Бенитесе он, казалось, выпал из состава, и даже капитан — ветеран клуба может быть подвержен неуверенности в себе.
Однако теперь он воспрял духом. «Он повышает свою самооценку, — сказал Моуринью. — В последние годы он не слишком много играл, у него были проблемы и на поле, и за его пределами, у него были дисквалификации по разным причинам, были травмы, были тренеры, которые недостаточно в него верили. И в определённый момент казалось, что его карьера развивается в неверном направлении».
«Даже я, издалека, задавался вопросом, что происходит с этим парнем — физические проблемы, психологические проблемы, что происходит? Я рад, что он доказывает, что по-прежнему является высококлассным игроком. Он играет на позиции, на которой возраст не имеет существенного значения. Это позиция, на которой игроки больше полагаются на выбор позиции, на чтение игры, на то, чтобы оказываться в нужном месте в нужное время. Опыт помогает. Посмотрите, сколько ведущих команд полагаются на возрастных игроков в центре обороны: возьмём „Барселону“ — там Карлес Пуйоль; возьмём „Манчестер Юнайтед“ — там Рио Фердинанд; Джейми Каррагер играл в „Ливерпуле“ ещё в прошлом сезоне и был важен для команды. Во многих клубах и топ-клубах мы обнаружим центральных защитников в возрасте от 30 до 34 лет. Джон демонстрирует свой класс. С учётом того, чего он добился в „Челси“ за последнее десятилетие, он заслуживает возвращения в строй, я думаю».
Затем есть Лэмпард, лучший бомбардир клуба, стиль игры которого — от штрафной до штрафной с этими неожиданными проходами к воротам, застающими соперников врасплох — не слишком изменился с годами. В наши дни задача заключается в том, чтобы превратить игрока, 102 раза вызывавшегося в сборную, в английского Андреа Пирло, диспетчера, действующего в опорной зоне и обеспечивающего владение мячом. Подобранные персонально упражнения нацелены на то, чтобы синтезировать различные качества его игры. «Конечно, Фрэнк может стать таким, — сказал тренер. — Он должен адаптироваться и каждый день учиться тому, как играть с этим „новым телом“. Конечно, в его возрасте игрок все ещё может приобрести новые качества. Мне 50, и я был тренером с 2000 года, и я учусь каждый день, в каждом матче, учитывая каждый опыт. Всегда можно обрести новые навыки, особенно если игрок открыт, как он».
«Это игрок, который может поддерживать баланс команды, который думает об игре и может работать с молодёжью рядом с собой. Для него было очень хорошо, что я вернулся, поскольку доверие очень велико. Он знает, что каждое принятое мной решение относительно него принято для команды, поскольку это самое важное, но также и для него. Поэтому если однажды я меняю его на 70-й минуте, или оставляю на скамье запасных, или даю отдых и не включаю в состав, — это для его же блага. Он знает, безо всяких ежедневных разговоров со мной — я так не делаю со своими игроками — что я делаю это для него, и что совсем скоро мне может понадобиться, чтобы он играл часто. Доверие и дружба таковы, что он счастлив, он спокоен, хладнокровен. В данный момент его карьеры для него было очень важно, чтобы рядом был кто-то вроде меня. Это очень хорошо для него».
У этих двоих, наряду с Эшли Коулом, срок контрактов истекает следующим летом, и всё же тёплые похвалы в адрес их выступлений в начале сезона позволяют предположить, что опытное английское ядро позднейшего состава «Челси» Моуринью может остаться в команде и по завершению сезона.
«Мне нравится это ядро из местных, не только в Англии, но и когда я работал в Португалии, Испании и Италии, — сказал Моуринью. — Надо выказывать уважение к стране и её сборной, поэтому важно предоставлять им некоторые возможности. Сохранять культуру страны в стиле команды также очень важно, и нельзя терять характерные черты местного футбола. Иногда люди думают: „Хотим играть так или эдак, как „Барса“ или „Бавария““. Но прежде всего нужно играть в соответствии с культурой страны, в которой находишься».
«Мне нравится такое отношение. Также мне нравится, когда иностранные игроки приезжают и видят костяк команды, ядро из местных игроков, которые могут объяснить им, где они оказались, как тут всё работает, как нужно себя вести, и даже как им нужно играть в этом чемпионате. Они должны понимать, к кому присоединились. Например, английские игроки знают, каково это — сыграть восемь матчей за три недели в рождественский период. Для иностранца это может стать шоком, поэтому необходимы местные, которые объяснят, что это значит для людей, почему нельзя жаловаться и как с этим справиться. В идеале речь должна идти не только об обладании британскими игроками, но и о том, чтобы были игроки, воспитанные в „Челси“. Если в течение трёх-четырёх лет у нас не будет других англичан, чтобы заменить это ядро, когда Лэмпсу будет 39, а Джону 36, я буду очень огорчён. Каждому клубу это нужно».
«Поэтому мы работаем над этим [новым поколением]. У нас есть кое-какие игроки в аренде, вроде Чалобы, а другие работают и растут в молодёжной команде. Их стандарты повышаются. Прежде в Англии не было достаточно хороших турниров для этих возрастных групп, но теперь есть чемпионат, Лига Чемпионов для команд до 19 лет, и это их развивает. Условия в нашей академии не могли бы быть лучше, тренировочная база и тренеры замечательные, но даже когда уровень тренерской работы и подхода к делу идеален, нужны соревновательные условия, чтобы ребята развивались».
Сейчас Моуринью нравится его роль наставника. Тренер давал интервью после мероприятия Barclays на тренировочной базе, где начинающие тренеры получили возможность задать ему вопросы о его тренерской философии. Эти тренеры, занявшие места в помещении для пресс-конференций, жадно внимали его историям, рассуждал ли он о современных тенденциях в тактике или вспоминал о времени, проведённом в качестве переводчика сэра Бобби Робсона в Португалии и Испании.
«Надеюсь, однажды, когда я завершу тренерскую карьеру, у меня будет время просто сделать это, рассказать эти истории и помочь молодому поколению, — сказал Моуринью. — Мне всегда нравилось беседовать с тренерами, и дверь моего кабинета открыта. Мне нравится делать это, особенно с ребятами, которые хотят кем-то стать, или с людьми, у которых может быть другая работа, но которые просто влюблены в игру. Я понимаю их любопытство. Они хотят знать детали и учиться на основе твоего опыта». Некоторые на этом мероприятии в Кобхэме были одеты в футболки «Челси». Другие шумели, выражая таким образом свою преданность, но не забывали при этом ловить каждое его слово.
Премьер-лига приветствовала возвращение Моуринью. Это возвращение нивелировало уход сэра Алекса Фергюсона и подарило болельщикам «Челси» героя, который избавит их от разладов прошлого сезона, а болельщикам соперников — прекрасную мишень для язвительных замечаний. «Не думаю, что Премьер-лига, или страна в целом, скучала по мне, — сказал он. — Эта страна очень сильна в отношении футбола, и Премьер-лига слишком сильна, чтобы ей кого-то недоставало. Дело не в том, что кого-то может „недоставать“. Дело в том, что мне тут всё нравится, и люди знают это».
«Мне нравится играть дома, чувствовать страсть болельщиков „Челси“, знать, что они рады, что я с ними; но также мне нравится играть на выезде и ощущать поддержку своей команды болельщиками соперника, эту враждебность. Это „чистая враждебность“, она не агрессивна. Если болельщики „Челси“ в Норидже поют „Жозе Моуринью“, а другие поют „Да пошёл ваш Моуринью“, я не думаю, что это агрессивная враждебность. Так лучше, чем если бы они игнорировали меня. Если бы однажды я стал тренером „Норвича“, они бы тоже пели моё имя. Всё просто. Например, ты работаешь в такой стране, как Испания, и когда они говорят „Hijo de puta Portugues“ („португальский сукин сын“), ты знаешь, что это глубокое чувство. Настоящая ненависть. Именно это они и имеют в виду. Тут же даже враждебность иная. Это скорее ирония. Когда я не выигрываю, я „больше не особенный“. Это я понимаю, и мне нравится это».
«Хорошо вернуться. Ощущение, что здесь мой дом. Например, во вторник на „Уэмбли“. Я не праздновал [попадание Англии на ЧМ], прыгая или выпивая, поскольку это не в моей природе, но внутренне я радовался. Я был счастлив. Чемпионат мира без Англии — не Чемпионат. Это одна из великих футбольных наций, и даже если в какой-то момент сборная не находится на высоком уровне, Англия всегда должна быть на Чемпионате мира. Конечно, какая-то часть меня радовалась тому, что мои игроки не будут задействованы в плэй-офф в ноябре и вместо этого смогут сыграть два товарищеских матча, а не переживать по поводу того, поедут ли они в Бразилию. Они заслуживают того, чтобы оказаться там. Благодаря им турнир будет лучше».
Однако, поскольку до следующего перерыва на сборные ещё месяц, Моуринью с радостью окунётся в клубный футбол. Его игроки возвращаются из сборных к тренеру, который вооружился новыми статистическими данными. «Тонкая настройка» доводится до совершенства. Теперь от анализа никуда не спрятаться. «На этой недели мы с моим штабом закончили работу по сравнению того, как мы оборонялись, когда некоторые игроки были в составе, с тем, как мы оборонялись, когда некоторые не играли. Дело было в попытке привнести во всё более научный подход. Я хотел убедиться, видят ли мои глаза то же самое, что говорят цифры». Так ли это? «Да. О да». Это было сказано с улыбкой, и затем, протянув руку для пожатия, он отправился работать.