Джайлс Смит: размышления по четвергам
Джайлс Смит восстановил сердцебиение после переживаний матча в среду и готов обсудить те сногсшибательные минуты в Амстердаме, которые буквально подняли нас из мертвых.
Пожалуй, его теперь можно называть Бранислав «Один гол» Иванович. И этот прозвище вовсе не будет принижением достижений.
Что это был за гол головой! Один из тех моментов, которые видишь будто в замедленной съемке непосредственно в тот момент, когда это происходит. Когда Хуан Мата направил высокий удар в штрафную, наш защитник буквально выплыл на такую высоту, откуда — хочется верить — открывался великолепный панорамный вид на ночной город, поскольку он взмыл явно выше крыши стадиона.
Затем его шея выгнулась — и мяч полетел почти так же обескураживающе меееедленно в сторону сетки, сопровождаемый взглядами пока еще сомневающегося Браны, Артура в воротах «Бенфики» и 9000 фанатов «Челси».
Ну, дальше вы знаете. Кристальная радость победы и победные сабантуи, которые становятся уже ежегодной традицией в это приятное время года в различных привлекательных европейских городах.
Но, разумеется, это еще было не все. Даже тогда было не все. Для тех из нас, кто по наивности считал свою сердечную систему здоровой, был уготован еще один момент, требующий «дефибрилляторного вмешательства».
Уже через секунды после скольжения по полю в честь победного гола Лиги Европы, Брана уже был на расстоянии шести метров от наших ворот, чтобы неаккуратно подставиться самым краешком лодыжки (это принципиально важно, что лишь краешком!) под мяч, укатившийся на Оскара Кардосо. Последний определенно мог бы свести все к дополнительному времени, если бы Петр Чех (одной рукой) и Гари Кэйххилл (двумя ногами) не преградили мячу путь в стремительном рывке.
И вот уже после этого душераздирающего момента для футболистов и ряда сердечных мышц фанатов матч закончился. И внезапно мы оказались с полным набором трофеев УЕФА. Что означает, как мне кажется, помимо всего прочего, что мы слишком сильно прикипели к УЕФА.
Некоторые любят называть футбол «игрой из двух частей». Так вот я скажу, что порой это бывает игра из двух минут. А иногда и того короче.
До этих двух минут, впрочем, это было тяжелый матч. Особенно первый тайм, где мы сполна испили из горькой чаши.
Как можно объяснить такую игру? Ну, одним из факторов может быть поле, которое в течение часа было таким влажным, будто с него собирались снять урожай риса. Если организаторы преследуют сельскохозяйственные цели, то они могли бы такого рода важные матчи проводить на одном из знаменитых амстердамских каналов в целях экономии земельных ресурсов.
Или же это сказывались 68 матчей в сезоне. Или же попросту напряжение так сильно возросло, что под его гнетом все смотрелись замедленными и неповоротливыми. Как бы то ни было, играли мы не лучшим образом.
Ну, и, разумеется, от этого «Бенфика» выглядела особенно хорошо. Выражаю нашим противникам искреннее уважение и восхищение. «Бенфика» проиграла семь европейских финалов. Это слишком печальный опыт, который вообще не должен выпадать на долю человека. Но я все-таки рад, что этот цикл вчера не закончился. Пусть он закончится у них в следующий раз.
Но настал второй тайм — и все преобразилось. Фернандо Торрес прорвался из глубины поля и обошел-таки голкипера. (Ничего не напоминает?) И нам даже не нужно было бы дожидаться Браны, если бы Фрэнк «203 гола» Лэмпард на 87-ой минуте попал все же в ворота, а не в перекладину.
Стильная была бы победа, никто не спорит. Но, возможно, то, как мы выиграли, даже лучше.
Много шума бывает всегда вокруг «мастерства замен». Тренеров повсеместно хвалят за то, что в какой-то момент они меняют несвежие ноги на свежие, а потом эти свежие ноги бегут на чужую половину поля, обгоняя оставшиеся несвежие, — и там забивают. Это принято называть «меняющими ход игры» заменами.
А как насчет похвалы за «мастерство отсутствия замен», как прошлой ночью это было у Рафы Бенитеса? Не думаю, что раньше у него была хотя бы одна игра, в которой он не сделал бы хоть одной замены. Вчера — ни одной!
Это был важнейший его матч, европейский финал. Искушение под конец поменять хоть что-то было слишком велико. Но он сдержался. Он верил, что все нужные люди уже были на поле. И он был прав.
Стоит заметить также, что для дополнительного времени мы были в лучшей ситуации. Пострадавшая от травм «Бенфика» осталась без замен, а значит, не могла бы освежить состав. Спасибо консерватизму и железным нервам Бенитеса, мы бы дополнительные таймы могли бы играть во всеоружии. Если бы это понадобилось.
К счастью, Бранислав «Один гол» Иванович разрешил наши сомнения на 93-ей минуте после углового (тщательно спланированного на тренировках по чистой случайности) — и дополнительного времени не потребовалось. Но даже в этой ситуации честь и хвала тренеру.
А как насчет еще капельки футбола? Нам же предстоит последняя битва сезона в лиге — дома с «Эвертоном» в воскресенье. Наш 69-ый матч. Подозреваю, что выражу общее мнение: этого более, чем достаточно, для одного-то сезона.
Ок, фанаты могут не согласиться. Очень уж любят смотреть на родную команду. Но я уверен, что игроки втайне мечтают об отдыхе, как и работники поля, персонал клуба, службы стадиона и все остальные, кто хотел бы уже отбыть на летние каникулы.
Но я — хоть и шепотом — все же скажу: существует вероятность, что нам придется провести еще один матч. Если в воскресенье «Арсенал» победит «Ньюкасл» 2:1, а мы сыграем с «Эвертоном» 0:0 (ну, или покажем какие-то иные показатели, но с тем же математическим результатом), окажется, что у нас с «Арсеналом» равные права на третье место — по очками и разнице голов.
Разумеется, все мы в курсе, что в этом году сделали дубль, победив «Арсенал» и дома, и в гостях со счетом 2:1 (то есть 4:2 в общем итоге). Но футбольные власти такие детали не волнуют. Правила гласят, что в случае равных претензий на третье место клубы должны сыграть плей-офф за право играть в ЛЧ сразу в группе, а не в третьем квалификационном раунде. Что ж, приз стоит усилий.
Но есть отличный способ избежать этого изнуряющего противостояния. Красивая победа над «Эвертоном» (или не особо красивая, но с победным голом на 93-ей минуте) решит все вопросы.
И все же давайте пофантазируем о том, что статистика возьмет свое — и мы действительно вынужден будем схлестнуться с «Арсеналом», равным нам по всем статьям (ведь статья «уже дважды нам проиграли в этом сезоне» не считается). Потребуется ведь нейтральное поле. Что же это будет за стадион?
Я бы предпочел «Уайт Харт Лейн». Единственное достойное место для решения судьбы мест в ЛЧ. Мы бы даже ратовали за то, чтобы местным фанатам досталась треть билетов, мы же хотим поделиться с ними радостными эмоциями, правда ведь?