Пять причин поражения «Спартака»
Разгромное поражение «Спартака» во Владикавказе (2:5) стало центральным событием первого игрового дня 10-го тура чемпионата России. Sportbox.ru ищет ключевые факторы красно-белой катастрофы.
Психология
Возможно, спартаковцы были в курсе, что «Алания» считается для них соперником неудобным. Действительно, статистика владикавказских матчей была не в пользу «Спартака». Но, с другой стороны, вряд ли этот факт мог иметь особый вес, поскольку с момента последней встречи в 2005 году слишком многое в командах изменилось. Так, красно-белые из того состава до сегодняшнего дня сохранили лишь Мартина Иранека и Никиту Баженова, а на поле из них вышел лишь первый.
Скорее, речь можно вести о неровном, переменчивом, каком-то подростковом характере самого «Спартака», который может позволить себе недостаточно настроиться даже на первую игру чемпионата, как, со слов Валерия Карпина, случилось в этом году. Вот и теперь две убедительные победы в предыдущих турах спартаковцы, похоже, восприняли не вполне адекватно.
Возможно, гостей, не пропускавших до этого в четырёх матчах подряд, выбил из колеи быстрый гол: Александр Маренич поразил их ворота уже на 5-й минуте.
Оборона
По сравнению с предыдущим матчем состав спартаковских защитников сменился ровно наполовину: вместо Сергея Паршивлюка и Марека Сухи играли Евгений Макеев и Мартин Иранек. Но вряд ли провал обороны можно объяснить столь механически, тем более что все вышедшие против «Алании» футболисты играли в ходе упомянутой выше сухой серии.
Скорее, дело в недостаточной отлаженности командного взаимодействия при игре в обороне. В «Спартаке» постоянно меняется состав центральных полузащитников, которые во многом определяют степень игровой надёжности. Во Владикавказе впервые со стартового тура в центре обороны сыграла пара Мартин Иранек — Мартин Штранцль, а после перерыва оборонительная линия предстала вообще в уникальном виде.
Кроме того, вновь приходится говорить об индивидуальных ошибках спартаковцев в обороне. На 9-й минуте посланный со «стандарта» мяч летел в штрафную гостей достаточно долго, у защитников было время выбрать правильную позицию для перехвата или единоборства, тем не менее голевой удар Георгий Габулов нанёс без ощутимого сопротивления.
Джанаев
Можно не сомневаться, что для Сослана, уроженца Владикавказа, матч перед земляками имел особую эмоциональную окраску. А внутренний мир вратаря — материя тонкая. Джанаеву, разумеется, хотелось на родной земле снова сыграть «на ноль», а два пропущенных мяча вполне могли вывести его из равновесия.
Ещё по предыдущим матчам в игре спартаковского голкипера было замечено новшество: он отказался от помощи «стенки» при дальних, с тридцати и более метров, штрафных ударах. На 68-й минуте владикавказского матча Владимир Петтай зафиксировал фол как раз метрах в тридцати от спартаковских ворот. На этот раз Джанаев «стенку» решил установить. Георгий Габулов пробил на силу в тот угол, где стоял голкипер, тем не менее от его рук мяч попал в сетку.
Спартаковцу долго вспоминали промахи на исходе минувшего сезона, и когда, казалось, их стали забывать, он дал повод для новых «серийных» версий. Возможно, ворошить прошлое и не стоит. Сегодняшние мячи ставят в тупик даже лучших вратарей: пару туров назад в этом имел возможность убедиться, например, Игорь Акинфеев.
Алекс
Состояние Алекса нынешней весной — загадка. Бразилец, конечно, далеко не мальчик, но, может быть, он тоже испытывает синдром второго сезона?
Не стоит сомневаться, что соперники внимательнейшим образом изучили и проанализировали манеру игры ведущего спартаковского футболиста — как персонально, так и в союзе с Веллитоном. Каждый из тренеров соперничающих со «Спартаком» команд разрабатывает свой план противодействия, и чаще всего эти меры в текущем сезоне оказываются эффективными. Теперь против Алекса всегда играют плотно и жёстко, а временами и грубо. Трудно сказать, как опекали его в Бразилии, но, возможно, к такому уровню внимания и сопротивления спартаковский диспетчер оказался не готов.
Насколько известно, в межсезонье Алексу досаждали травмы. Наверное, далёкий от оптимального уровень его готовности отчасти объясним этим. Можно предположить, что где-то рядом присутствует и мотив чемпионата мира. Судя по всему, Алекс рассчитывал побороться за место в команде Дунги и, вероятно, чувствуя несоответствие своего нынешнего уровня планке пентакампеонов, нервничает, а от того играет ещё хуже.
Есть ещё один чисто игровой нюанс. Как любой бразилец, Алекс любит и умеет работать с мячом, но, возможно, ему следует отдавать пас чуть быстрее, избегая промежуточных касаний. Примерно так, как это сделал владикавказский болгарин Иван Стоянов, после тонкой передачи которого Арсен Хубулов на 88-й минуте забил в ворота «Спартака» четвёртый гол.
Карпин
За время тренерской практики Валерий Карпин бывал разным, но, пожалуй, никогда — авантюрным. В начале второго тайма игры во Владикавказе, когда он убрал с поля защитника Евгения Макеева и доверил позицию правого защитника атакующему хавбеку Ивану Саенко, он впервые позволил заподозрить за ним такой грешок. Примерно за четверть часа до финального свистка спартаковский тренер снял с игры Рената Сабитова в пользу Павла Яковлева, и предположение о сомнительности такого риска возникло повторно. Идея была понятна: усилить атаку, спасти игру. На деле вышло, что после одной замены гости пропустили третий гол, после другой — четвёртый и пятый. Неготовность коллектива к предложенной модели игры обнаружила неоправданный оптимизм наставника и его недостаточные знания возможностей своей команды.
Тренер вполне, наверное, может сетовать на фортуну: возьми на 33-й минуте Иван Саенко несколькими сантиметрами левее, «Спартак» вышел бы вперёд, после чего сюжет игры свернул бы в совсем иное русло. Но сюжет пошёл по всем известному теперь пути, и после того, как уже в компенсированное время Карэн Оганян забил пятый гол, стало ясно, что это самое болезненное поражение «Спартака» времён Карпина.
Такие удары получают все тренеры — и большие, и маленькие. Зерно интриги в том, кто кого переломит — ситуация человека или человек ситуацию.