Арьен Роббен: "Мне нравятся мои серые кальсоны"
В интервью мюнхенской газете "Abendzeitung" голландский хавбек "Баварии" Арьен Роббен делится своими мыслями о стереотипах о голландцах, семейной атмосфере в мюнхенском клубе и футбольных культурах Англии, Испании и Германии.
Az: Герр Роббен, сначала мы должны поговорить о... моде. И виной всему Вы сами, поскольку Ваши длинные серые кальсоны, в которых Вы провели две последние игры вызвали целую дискуссию. Серое к красному, да и ещё зеленые бутсы в придачу!
Роббен: Кальсоны мне выдали в клубе. Я люблю держать свои мускулы в тепле. Это важно, поскольку благодаря этому я гораздо лучше играю. Я взрывной игрок, поэтому должен себя согревать. Да, выглядит не лучшим образом, но зато функционально.
Az: А сейчас ответьте честно - что по этому поводу говорит ваша жена, Фрау Бернандине?
Роббен (посмеиваясь): Моя жена считает, что это выглядит не красиво, чуть-чуть странновато, прикольно.
Az: А Ваши коллеги?
Роббен: Ну конечно, они подкалывают меня, посмеиваются надо мной. Но никаких проблем это не создает, ведь это часть взаимоотношений.
Az: Болельщикам больше по душе пришлись бы красные кальсоны...
Роббен: У меня ещё есть черные, но эти, серые, мне больше нравятся.
Az: Ладно, оставим эту тему. Лучше поговорим о Вашей родине. Немцы сочиняют о голландцах анекдоты. А как обстоит дело с их стороны? Может быть расскажите какую-нибудь голландскую шутку о немцах?
Роббен: Нет, из меня плохой рассказчик. Кроме того, голландцы сочиняют анекдоты не о немцах, а о бельгийцах.
Az: Существует множество стереотипов. Вот, например, несколько клише: голландцы большую часть жизни проводят в пути, в своих прицепах-дачах; украшают свои сады тюльпанами; объедаются фрикадельками или просиживают штаны в кофейнях.
Роббен: Ах, всё это не имеет для меня большого значения. Смешно только то, что куда бы ты не приехал, везде в мире, будь то в Азии или Южной Америке, все всё знают об амстердамских кофейнях. Это прикольно, но я то не из Амстердама.
Az: Да, Вы родом из Бедума, провинция Гронинген. Там ещё есть знаменитая падающая Бидумская башня.
Роббен: Да, это наш символ. Она не очень высокая, но зато ещё более наклонена, чем даже Пизанская башня. Я думаю, что наша башня - самая падающая башня в мире.
Az: Извините, но это не так. Я специально посмотрел - самой наклонной башней в мире, занесённой в книгу Рекордов Гиннеса, считается церковная колокольня в Суурхузене, что в Остфризланде... Часто ли Вы бываете Бедуме?
Роббен: Там живут мои родители и мои сёстры, я же бываю в Бедуме один-два раза в год. Но семейный уют я ощущаю и здесь, в "Баварии".
Az: Что Вы имеете в виду?
Роббен: Семейную атмосферу в "Баварии". Клуб общается с болельщиками очень тесно. На протяжении пяти лет я тренировался без общества фанов, без присутствия прессы - всё было скрыто от общественности. Здесь же всё происходит публично. Кроме того, семейную атмосферу создают работники клуба, которые, по сути, уже стали его легендой, поскольку все они работают здесь уже много лет. Всё очень персонально, уютно...
Az: И очень по-голландски. Считая Вас, капитана Марка ван Боммеля и Эдсона Брафхейда, в "Баварии" сейчас играют три голландца. Прибавьте к этому ещё и тренерский штаб Луи ван Галя. Начало новой эры в "Баварии"?
Роббен: Я думаю, нам, голландцам, легко в Германии, в Бундеслиге. Легко потому, что наши языки очень похожи. Мы изучали немецкий в школе, можем легко приспосабливаться. Также наши футбольные менталитеты схожи. Мы очень легко адаптируемся. Вот я расскажу вам кое-что: в Мадриде нас было шесть голландцев. Когда же наступили кризисные времена, то было сказано - клуб должны покинуть голландцы - не другие, а именно они. Вот так-то. Но говорить-то нужно не о национальностях, а о качестве.
Az: И о футбольных культурах. Вы играли в Англии и Испании, теперь вот в Бундеслиге...
Роббен: Это три различные культуры. Английский футбол всё ещё находится под очень сильным влиянием физических качеств игроков. Однако в последнее десятилетие, благодаря иностранным тренерам и футболистам он тоже получил дальнейшее развитие. В Испании же речь больше всего идёт о технике и тактике, любая испанская команда стремится именно играть в футбол, даже когда мадридский "Реал" играет у себя на Бернанбеу. Приезжает какой-нибудь аутсайдер и начинает дерзко идти в атаку. В Премьер-Лиге же такое трудно себе представить - большинство лишь защищаются, отсиживаются в обороне и ждут, когда им выпадет шанс.
Az: А в Бундеслиге?
Роббен: Бундеслига - это отличный коктейль. Здесь любят футбол. Стадионы всегда полны. Многие команды могут либо стать чемпионом, либо квалифицироваться для участия в европейских кубках - в Англии или Испании же это всегда одни и те же четыре-пять команд.
Az: В лице Руда ван Нистелроя Бундеслига приобретает мировую звезду - из мадридского "Реала". Это значит, что не все хотят лишь попасть туда, имеется в виду Франк Рибери. Вы можете убедить его не переходить летом в Испанию, в Ваш бывший клуб?
Роббен: Я очень рад за Руда, он мой хороший друг. Ему много не везло с травмами и можно только лишь с уважением относится к тому, что он всё ещё играет, а ведь ему уже 33 года. Он больше не хотел ждать, он хотел бороться. Он всё ещё один из лучших центрфорвардoв мира. Что касается Франка - здесь он - звезда, в "Реале" же он был бы всего лишь одним из многих. Он должен всё хорошенько обдумать.
Az: Контракт с ван Боммелем тоже истекает этим летом...
Роббен: Он должен остаться! Марк - настоящий капитан, лидер, он играет важную роль в команде и, конечно, он очень хороший игрок.
Az: В последнюю субботу, благодаря Вам, Ваш тренер оказался в комической ситуации. Изменился ли ван Галь после того, как начались успехи?
Роббен: Нет, он по-прежнему хочет лучшего для команды. Он настоящий профи, всегда выкладывается на 100% и требует того же самого от своих сотрудников и игроков. Это его высший предел. А если есть время для потехи, то тогда это именно время для потехи.
Az: А все его правила? Он очень строг, нередко упрям. Дисциплина для него - превыше всего.
Роббен: Речь идет о правильной смеси. Но мы ведь находимся не в детском саду. Правила должны быть, но я не придаю им большого значения. Пунктуальность, да, конечно, но не во всех же деталях. В Голландии говорят так: если есть дисциплина вне поля, то тогда будет дисциплина и на поле. Но я не разделяю этого мнения. Например, я вспоминаю о том, что в Англии игроки в раздевалке перед всеми играми запросто слушали музыку и трепались по мобильным телефонам, зато когда дело доходило до выхода на поле, все были сконцентрированы на игре. Да и в Испании обстановка несколько более расслабленная.