"Мы - "Бавария". Часть I
27 ноября заканчивается целая эра в истории "Баварии" - на смену президенту клуба Францу Беккенбауэру в этом качестве должен прийти нынешний генеральный менеджер Ули Хёнесс. Предстоящее избрание нового президента послужило поводом для газеты "Бильд" организовать целую серию эксклюзивных интервью с Францем и Ули под общим названием "Мы - "Бавария".
Часть первая, в которой речь идёт о нынешней ситуации в команде.
Бильд: Не считаете ли Вы, что сейчас не совсем подходящее время для изменений в высшем руководстве клуба?
Хёнесс: Конечно хотелось бы, чтобы мы стали чемпионами Бундеслиги и "вынесли" всех соперников в Лиге Чемпионов. Спортивная ситуация, действительно, тяжёлая, но это временная проблема. Поскольку экономически клуб абсолютно здоров, то мы можем предпринять необходимую коррекцию.
Бильд: За счёт трансферов в зимнюю паузу?
Хёнесс: Нет, мы определенно не будем покупать новых игроков. Скорее, расстанемся с теми или иными недовольными игроками, если они этого пожелают. С 18-ю или 19-ю футболистами работается легче, чем с 23-мя или 24-мя, с которыми перманентно возникают беспокойные моменты.
Бильд: Герр Беккенбауэр, Вы тоже смотрите на вещи спокойно, без волнения?
Кайзер: То, как наш клуб выглядит экономически, позволяет нам быть совершенно расслабленными. К сожалению, в настоящий момент это не решает наши спортивные проблемы.
Бильд: Как показала критика со стороны Филиппа Лама, внутри команды тоже не всё спокойно и беспроблемно...
Кайзер: Я думаю, это был выплеск эмоций! Правда, не пристало критиковать свою команду, игроков и тренера в такой форме, как это было сделано, но с точки зрения содержания подобные вещи внутри команды принципиально можно обсуждать всегда.
Бильд: Разве начатая Ламом дискуссия не может быть полезной?
Хёнесс: Если Лам жалуется на то, что не может ни с кем сыграться в полузащите, то тогда те его коллеги, которых он имеет ввиду, также захотят поговорить с ним. И, насколько я знаю, такая дискуссия между Филиппом Ламом и его партнёрами по команде должна состояться.
Бильд: Есть ли у Вас ощущение того, что в ван Гале как тренере из-за неудач произошли какие-либо изменения?
Кайзер: С первого дня ван Галь пытается зондировать ситуацию. Он всё ещё находится в поиске правильного формата. И ему не повезло в том, что Франк Рибери травмирован. В этом заключается различие - Рибери.
Бильд: Это многое объясняет, но не всё...
Хёнесс: Нам же не хватает не только Рибери, но также и Арьена Роббена. Когда в матче против "Вольфсбурга" на поле появился Робен, команда заиграла в совершенно другой футбол, футбол с другой планеты. Однако с тех пор этого больше не повторяется, потому что всё время то один, то другой травмированы.
Бильд: Сыграет ли Рибери ещё раз в первом круге чемпионата?
Хёнесс: Да. Сделано многое с медицинской стороны. К примеру, во вторник ему было проведено лечение зубов под полным наркозом. Мы сделали всё возможное для того, чтобы вылечить острое воспаление сухожилия в коленной чашечке. Одни говорят, что причиной этого являются проблемы с зубами, другие считают, что дело в проблемах со спиной. Но в первый раз у меня такое предчувствие, что на следующей неделе, надеюсь, он сможет приступить к тренировкам.
Бильд: Когда Рибери и Роббен здоровы, то в системе 4-3-3 есть только одно место в центре нападения для Клозе, Гомеса или Тони...
Хёнесс: Абсолютно неверно! Перед трансфером Роббена мы четко обговорили с ван Галем то, что с этим игроком можно будет играть также и по системе 4-4-2. Мы хотим играть по системе 4-4-2! С двумя крайними, одним немного оборонительным полузащитником и двумя нападающими. В домашних матчах "Бавария" вполне может играть с двумя нападающими. В 80% матчей можно применять систему 4-4-2. Ван Галь придерживается точно такого же мнения.
Бильд: Был ли трансфер Роббена желанным со стороны ван Галя?
Хёнесс: Когда мы получили из Мадрида сигнал о готовности отпустить Роббена, мы дискутировали об этом с ван Галем. Луи лично позвонил Роббену и спросил его, готов ли он играть также на правом фланге полузащиты. Только когда от него был получен утвердительный ответ, мы занялись организацией этого трансфера.
Бильд: Кто из двоих все ещё будет в "Баварии" следующем летом - Луи ван Галь или Лука Тони?
Хёнесс: Тяжело сказать. В настоящее время существуют определенные проблемы во взаимоотношениях игрока и тренера. Особенно после высказываний Луки, которые нельзя признать нормальными. Нам предстоят ещё пять игр в Бундеслиге и два матча в Лиге Чемпионов. Нужно подождать.
Бильд: В последнее время вы критично высказывались в адрес ван Галя...
Хёнесс: Изменения в моих высказываниях обусловлены нашими беседами. Правление и Луи ван Галь общаются друг с другом по существу, критически, честно и конструктивно. При этом я не могу всё время говорить о том, что всё просто "супер", если мы находимся на восьмом месте в турнирной таблице чемпионата.
Бильд: Герр Беккенбауэр, познакомились ли вы с ван Галем более тесно?
Кайзер: А можно ли вообще узнать его поглубже? Я думаю, что он такой человек, который не позволяет слишком глубоко заглянуть в себя.
Хёнесс: Нет, Франц! Я должен вступиться за него. Есть один Луи ван Галь, которого публика знает по телевизионным выступлениям. И есть другой, которого я знаю по пятничным вечерам, после того, как он завершил все приготовления перед субботней игрой. Тогда он ждёт того момента (после половины одиннадцатого ночи), когда можно уютно посидеть с ним вместе. Тогда он пьёт испанское красное вино и полностью открыт для общения. Вот в таком виде и с такой улыбкой ему было бы неплохо один раз предстать перед публикой.
Кайзер: Возможно, он как раз совсем этого и не хочет, поскольку ему нравится слыть авторитарной личностью.
Хёнесс: Возможно, что и так.
Бильд: Какое значение будет иметь тот факт, если нынешний тренер снова потерпит неудачу также быстро, как и Клинсманн?
Кайзер: У нас и раньше были ситуации, когда тренеры в команде задерживались лишь на короткое время. Тогда я сказал: "Я еду в Баварский лес, чтобы заказать нам вырезать тренера из дерева".
Хёнесс: Да, там действительно есть хорошие резчики по дереву.
Кайзер: Существует устойчивое мнение о том, что "Баварию" невозможно тренировать. Это не соответствует действительности. С "Баварией всё очень просто - ты должен всего лишь выигрывать матчи...
Хёнесс: Я ломаю голову над тем, чтобы найти ответ на вопрос - почему у нас такие сложности с тренерами. И до сих пор я так и не пришёл к окончательному заключению. Но такой большой структурой, как "Бавария", больше не может руководить одна единственная персона. Луи ван Галь же придерживается мнения о том, что он может всё урегулировать самостоятельно. К примеру, разногласия с Лукой Тони он желает уладить в одиночку. Но всё урегулировать одному ему не под силу. Кроме того, Луи все ещё по прежнему удивлён тем, какая мощь скрывается за фасадом "Баварии". Секрет, вероятно, в том, что все люди, причастные к клубу должны осознать то, как важна кооперация между ними. Кооперация между тренером, правлением, медицинской частью и т.д.
Кайзер: Он должен научиться делиться с другими доверием и ответственностью. В начале своей тренерской карьеры я был точно таким же нетерпеливым и старался контролировать всё и вся. На Чемпионате Мира 1986 года я мог лично обратиться к портье в гостинице, если у игрока отсутствовала туалетная бумага. И так было до тех пор, пока я не научился концентрироваться на существенном.
Хёнесс: Конечно, Луи не особенно счастлив от того, что к примеру Лука Тони ходит к Карлу-Хайнцу Румменигге, чтобы поплакаться тому в жилетку. Однако при этом Калле не перемывает с Лукой Тони косточки Луи ван Галю, а лишь пытается навести между ними мосты. Тем более, что у Калле есть преимущество - он говорит по-итальянски.
Бильд: Ни одно другое клубное руководство не имеет такой большой компетенции.
Хёнесс: Да, такой большой компетентности Луи ван Галь не встречал ни в одном своём клубе. Возможно, что в данный момент он ощущает из-за этого определённые трудности. Мы же только хотим поддержать его нашими знаниями и нашим опытом, помочь ему, снять с его плеч часть тяжёлого груза ответственности. В итоге же все решения, связанные с тем, что происходит на поле, он должен принимать сам.