Репутация и концентрация. Чем Икер Касильяс не угодил Жозе Моуринью
Анализируя причины, по которым Икер Касильяс на короткое время неожиданно оказался на скамейке запасных «Реала», Владимир Шолк доказывает, что это событие обусловлено не личной неприязнью к голкиперу со стороны рулевого мадридцев Жозе Моуринью, а куда более серьезными и вполне спортивными мотивами
К слову, именно такое определение и кажется мне наиболее адекватным и верным. На скамейке запасных клуба, цвета которого он защищает на протяжении всей карьеры, Касильяс оказался именно что неожиданно. А вот громом среди ясного неба я бы это событие не назвал. Громом среди ясного неба было бы его исключение из стартового состава сборной Испании, за которую он сколь блистательно, столь и безукоризненно выступает уже несколько лет. В отличие от «Реала», где в последние годы Икеру доводилось играть абсолютно по-всякому.
Тут уж другое дело, что это почти никем не замечается в силу безупречной репутации вратаря, свойственной ему харизмы и разнообразных заслуг, коих у него перед «Королевским клубом», несомненно, немало. На «Сантьяго Бернабеу» в данном отношении Касильяс, попутно являющийся еще и последним на сегодняшний день воспитанником «бланкос», прочно закрепившимся в основном составе, и единственным действующим игроком, поднимавшим над головой Кубок чемпионов волшебным майским вечером в Глазго в 2002 году, вообще надежно защищен со всех сторон. И в результате, когда он выступает за родную команду не лучшим образом, потенциальным критикам не нужно даже закрывать на это глаза. Они и так плотно закрыты.
Но Моуринью – другой человек. Вот уж он свои глаза держит открытыми всегда – и не в последнюю очередь потому, что в обязанности португальца входит не любоваться достижениями вратаря и оценивать их масштаб в контексте истории, а поддерживать Икера в оптимальной форме. А он, сказать по правде, в минувшие недели был от нее довольно далек.
Особенно – в плане концентрации, хотя именно она – наряду с реакцией и прыгучестью – и является сильнейшей и даже коронной чертой, присущей Касильясу-вратарю, в рядах национальной команды не пропускавшему мячей на протяжении более чем полутора десятков часов в матчах плей-офф на крупных турнирах.
В матчах за клуб в текущем сезоне, однако, феноменальное умение голкипера «Реала» фокусировать собственное внимание на главном пока не проявилось никак. И это видно хотя бы по количеству мячей, которые «Королевский клуб» минувшей осенью и на заре зимы пропустил после розыгрыша стандартных положений. То есть там, где именно концентрация, по идее, и должна быть главным оружием вратаря, заранее оповещенного об угрозе и имеющего возможность расставить партнеров по команде по местам и параллельно их тщательно проинструктировать. Не будет преувеличением даже сказать, что тут он фактически берет на себя функции тренера. Ну а уж в случае голкипера калибра Икера, реакция, талант и опыт которого позволяют взять практически любой мяч, концентрация и вовсе становится тут важнейшим слагаемым успеха.
Тем удивительнее Моуринью было видеть, как «Реал» в ноябре и декабре пропускает гол за голом после штрафных и угловых. И если причина перевода вратаря в запас заключается в этом, надо признать, что она абсолютно спортивна.
Репутация и концентрация. Чем Икер Касильяс не угодил Жозе Моуринью - Футбол - Чемпионат Испании Впрочем, можно ведь воспользоваться и доказательством от противного и предположить, что решение Моуринью на время вывести Касильяса из основного состава «Реала» и впрямь связано с личной неприязнью. Той самой, которую он, согласно сообщениям некоторых мадридских газет, питает к вратарю чуть ли не с первого дня их совместной работы на «Сантьяго Бернабеу».
И вот тут, к слову, сразу и возникает неувязка. Если бы Икер действительно был неугоден Жозе, если бы португалец и впрямь хотел растоптать его имидж и совершенно дезавуировать подопечного как профессионала, неужели он бы стал ждать подходящего случая аж два с половиной года? Два с половиной года в подобной ситуации – это слишком большой срок, не находите?
И потом, руководи поступками Моуринью желание показательно покарать Касильяса или, что еще хуже, коварно ему отомстить, неужели он выбрал бы для данной цели игры, в которых «Реалу» противостояли «Малага» и «Реал Сосьедад»? Игры, не имевшие важного турнирного значения, благо что из чемпионской гонки «Королевский клуб» выбыл еще раньше, превратившись из явного в ней аутсайдера вообще в непонятно кого после досадной ничьей с «Эспаньолом». Чтобы месть получилась особенно сладкой, португальцу скорее следовало оставить якобы неугодного ему голкипера в запасе в поединке с «Барселоной» или, положим, игре в рамках плей-офф Лиги чемпионов. Но он, заметьте, так еще ни разу не поступил. И, уверен, не поступит и в будущем.
Неувязок тут, правда, на самом деле гораздо больше. В конце концов, будь отношения тренера и футболиста настолько плохими, Жозе едва ли пошел бы на столь неоднозначный и непопулярный шаг именно сейчас, когда его авторитет на «Сантьяго Бернабеу» для многих оказался под вопросом. Хотя бы из чувства обыкновенного самосохранения, ведь демонстративно сажая на скамейку запасных лидера, символа и самого титулованного игрока «Реала», он рисковал вызвать с его стороны как минимум гнев. А памятуя об авторитете и харизме Касильяса, являющегося фактически глашатаем «Королевского клуба», возможно, и нечто большее. Причем для этого Икеру не нужно было даже совершать сверхусилий – для этого от вратаря в сложившейся ситуации требовалось всего лишь дать классическое обличительное интервью. Ну или хотя бы сказать в услужливо подставленный пронырливым журналистом диктофон несколько слов – тех самых, что в адрес наставника обычно не жалеют смертельно обиженные подопечные.
Однако взамен Касильяс, если помните, произнес слова совсем другие и, пообещав работать на тренировках еще усерднее, дал понять, что либо причина его временного исключения из стартового состава сугубо спортивна, либо же к ней очень близка. Вот, собственно, и все.
При этом объяснить, чем именно вызвано противоречивое решение, принятое Моуринью, безусловно, сложнее. Здесь уже позволительно лишь предполагать и догадываться. Лично я думаю, что португалец умышленно вывел Икера из зоны комфорта, в которой он находился в «Реале» последние несколько лет и в которой далеко не всегда стабильно демонстрировал присущее ему мастерство. И тут мы плавно подходим к, на мой взгляд, главной особенности чемпиона мира и двукратного чемпиона Европы. Касильяс – вратарь и спортсмен, которого мобилизуют трудности, который любит их и выступает тем лучше и увереннее, чем они, трудности, глобальнее и тяжелее.
Про принципиальные матчи я уже, собственно, говорил, как и про национальную команду, где, в отличие от «Королевского клуба», Икера подпирают сразу два очень приличных и заслуженных вратаря. Однако была ведь и ситуация в «Реале», за который именитый голкипер провел свой, не исключено, что и лучший матч именно тогда, когда ему было что доказывать. Я имею в виду финал Лиги чемпионов-2001/2002, где Касильяс, просидевший на скамейке запасных все решающие встречи второй половины сезона, включая поединки плей-офф с «Баварией» и «Барселоной», вышел на замену и спас игру с леверкузенским «Байером», защитив – и защитив блистательно – победные 2:1.
Репутация и концентрация. Чем Икер Касильяс не угодил Жозе Моуринью - Футбол - Чемпионат Испании И вот в этом свете, согласитесь, решение Моуринью видится уже совершенно иным, попутно наполняясь особым смыслом. Принципиально другой выглядит и задача тренера, заключающаяся в том, чтобы сделать вратаря лучше. А вовсе не унизить, дискредитировать его или оскорбить. При этом средство и способ достижения цели выбраны практически идеально. Второго такого голкипера, который бы умел обращать трудности себе на пользу, в мире попросту нет. И если история повторится и сейчас, это пойдет на пользу всем. И самому Касильясу, который вернется на привычный ему уровень выступлений. И Моуринью, который в судьбоносных встречах Кубка Испании и Лиги чемпионов вновь будет иметь в своем распоряжении находящегося в великолепной форме бесподобного вратаря.