Что не убивает, делает нас сильнее
Дружный вылет российских клубов из Лиги Европы подталкивает к обобщениям. Между тем, в них вряд ли есть резон. Если присмотреться, каждая из неудач своеобразна. "Амкар" побился с делегатом английской премьер-лиги на равных и, объективно уступая в "весовой" категории, лица не потерял. "Зенит" настиг несчастный случай: преимущество-то над португальской командой питерцы в ответном матче имели подавляющее. А вот бессилие "Динамо" действительно должно встревожить: оснований говорить о невезении либо о превосходстве болгарского соперника в классе здесь нет. И, как представляется, главную ответственность за неудачу должен принять на себя Андрей Кобелев. Все затертые истины: и что проигрывает обычно тренер, и что поражение всегда сирота - припомнятся тут как нельзя кстати.
Два последних матча "Динамо" - против казанского "Рубина" в чемпионате России и против софийского ЦСКА в Лиге Европы - оказались чем-то похожи. Не только местом проведения, но и спорными судейскими решениями, хулиганством болельщиков, а, главное, неважной игрой динамовцев. Вот только Кобелев реагировал на эти события совсем по-разному. После матча в четверг динамовский тренер уже не благодарил трибуны за поддержку, а деликатно замечал, что бросать мусор на поле - это неправильно. Не искал следы судейского заговора, не считал километры, отделяющие Софию от германского Гизена, где прописан рефери Микаэль Вайнер. И говорил в основном о футболе.
Справедливости ради стоит заметить, что подобным образом Андрей Николаевич ведет себя на пресс-конференциях почти всегда. Взвешен, спокоен, справедлив. А вот после "Рубина" не сдержался. Поддался-таки на уловки репортеров, не устоял перед их назойливым желанием услышать что-нибудь горяченькое. Надо признать, от нашего брата тренерам вообще одна беда. Свежа в памяти другая пресс-конференция Кобелева - перед ответным матчем 3-го квалификационного раунда Лиги чемпионов с "Селтиком". Кобелев был тогда в большом порядке: элегантен, остроумен, уверен в себе. Каких только эпитетов не сочинили потом впечатлительные коллеги! А на следующий день "Динамо" беспомощно сдулось перед шотландцем. И как-то неловко уже было вспоминать про вчерашнюю эффектную беззаботность (пусть скорее напускную, но все же) тренера.
Нельзя не заметить, что оба нынешних европейских опыта "Динамо" начинались с благополучной игры на выезде. И оба раза команда бездарно транжирила преимущество своего поля. Совпадение? Вряд ли. Пожалуй, имеется здесь некий психологический подтекст. И был ли главный тренер в этом смысле безупречен? Можно не сомневаться, что с глазу на глаз с командой Кобелев держал себя серьезно, говорил о необходимости предельной концентрации и прочих уместных в подобных ситуациях вещах. Вот только внутренний мир - материя деликатная. Футболисты воспринимают не только слова, но и витающие в воздухе эмоциональные флюиды. Игривый публичный настрой тренера в первом случае (против "Селтика") и попытки заменить серьезный анализ жалобами на судейство накануне второго матча (против ЦСКА) - вряд ли это тот тон, который был способен обеспечить оптимальную подготовку команды. После вчерашнего поражения Кобелев признал: удача ушла, потому что каждый немного снизил требовательность к себе. А коли так, выходит, не удержал тренер ситуацию под контролем.
Психологическая нестабильность - полбеды. Часто в последнее время говорится про другую, более очевидную для стороннего глаза проблему "Динамо" - физическую истощенность. После поражения от болгар Кобелев сказал, что команда провела 12 матчей за 45 дней и что молодежь просто не успевает восстанавливаться. Конечно, нагрузка велика, конечно, скамейки в команде почти нет. Все так. И, тем не менее, это не исключает вопросов к тренерскому штабу. Неужели такая интенсивность игрового ритма стала для наставников сюрпризом? Конечно, нет. В каком режиме проживет команда эти полтора месяца, было известно заранее, и, значит, имелась возможность необходимым образом подготовиться. Благо в июне команды именно этим - подготовкой ко второй части сезона - и занимались. В полной ли мере удалось использовать функциональные возможности игроков, лучше скажут специалисты, но со стороны такого впечатления не возникает. Что же до незрелости "Динамо", то на нее ссылаются, пожалуй, чаще, чем следует. Например, самыми молодыми в основе "Динамо", вышедшей вчера против софийского ЦСКА, оказались братья Комбаровы и Гранат - им по 22 года. Неужели в таком возрасте организм не способен держать интенсивную нагрузку, особенно с учетом того, что люди играют на серьезном уровне уже по три-четыре сезона?
"Хоровое" фиаско отечественных клубов в Лиге Европы воспринято, как у нас и полагается, чрезвычайно болезненно. "Позорище", "стыдоба", "Люксембург" - далеко не самые сильные эпитеты. Только вряд ли избыточная эмоциональность будет хорошей помощницей при оценке этого несомненно досадного факта. Футбольная Россия - организм молодой, развивающийся, а потому нестабильный, подверженный пресловутым болезням роста.
"Динамо" и его тренер Андрей Кобелев - фигуры по-своему символичные. Они тоже в начале пути, тоже ищут, пробуют, набивают шишки. Можно не сомневаться, что Андрей Николаевич, человек основательный и вдумчивый, извлечет уроки из неудач нынешней европейской кампании. Будем надеяться, правильные выводы сформулирует и его команда. Как известно, все, что не убивает, делает нас сильнее.