Семь шагов к бездне
За последние три года Андрей Кобелев заработал репутацию одного из самых перспективных российских тренеров. Но не прошло и трети чемпионата-2010, как теперь уже бывший наставник "Динамо" буквально сгорел на работе: для увольнения ему хватило семи туров.
Случай Кобелева - очередное подтверждение того, что любому тренеру от славы до отставки один шаг. Андрею Николаевичу, впрочем, этих шагов пришлось сделать семь - именно такое количество матчей потребовалось провести "Динамо"-2010, чтобы его новые руководители с имперскими (вернее, генеральскими) амбициями поняли: с Кобелевым им не по пути, до заявленного перед стартом сезона золота не добраться.
ЗАГОВОРЕННЫЙ
А ведь еще недавно, каких-то полгода-год назад главного тренера бело-голубых сватали аж в сборную России. Валерий Карпин на тот момент только начинал трудиться на тренерском поприще, Русский Моуринью Леонид Слуцкий болезненно переживал чудовищные последствия участия в пресловутой театральной постановке, а отечественному варианту Гвардиолы Владимиру Маминову так толком и не дали поработать главным. А вот Кобелев казался чем-то незыблемым - кто, если не он, самый лучший, самый перспективный, самый яркий представитель тренерского поколения Next. Помимо сватовства в национальную команду (на уровне разговоров) были и вполне осязаемые слюньки, пускаемые "Зенитом": в Питере очень хотели видеть Кобелева у руля команды после расставания с Адвокатом, но специалист отказался покидать "Динамо". Интересно, кстати, что сейчас делают в Санкт-Петербурге - благодарят судьбу или недоумевают?
Много ли действительно выдающихся матчей в исполнении "Динамо" вы помните за последние три сезона? Да по пальцам пересчитать! Насколько хороши были результаты? Да не сказать, чтобы очень: попахивавшую сенсацией бронзу-2008 обрамляли скромные шестое и восьмое места 2007 и 2009 годов. И, тем не менее, Кобелев никогда не оказывался под таким огнем критики, как сейчас. Да что там, вообще, ни под каким не оказывался!
Первый полноценный сезон, понятное дело, не показателен: команда притирается к тренеру, тренер - к команде. Второй вообще не обсуждается: волшебный треугольник Хохлов - Данни - Семшов, аплодисменты, восторг, летящие в воздух чепчики. А после вырванного на зубах третьего места Кобелева и вовсе записывают в герои. Дальше следует тяжелейший 2009-й. У "Динамо" нет денег, на место Данни и Семшова приобретают Ропотана и Агияра, на флангах обороны зияют проплешины, несчастный Кержаков в одиночку тянет непосильный груз в атаке, а вчерашние мальчишки Кокорин и Свежов на равных бьются в Лиге чемпионов с опытнейшим "Селтиком". Тут уж не до жиру, быть бы живу!
Согласитесь, так и хочется найти оправдания неудач и блеклой игры "Динамо", которую команда демонстрировала весь прошлый сезон и на которой периодически попадалась и прежде. Дело, по всей видимости, в личности Кобелева. Все, кто знаком с бывшим футболистом дают ему схожую оценку: тяжелый человек. Не сработаешься. Уместными, наверное, были бы и такие определения: острый, колючий, щетинистый, резкий. Но странное дело: Кобелев ухитрялся вызывать симпатию у игроков, журналистов и болельщиков, как может вызвать ее какой-нибудь инфернальный, даже карикатурный литературный или кинозлодей - харизматичный, самоуверенный, по-хорошему, а порой и по-плохому наглый. В отставку Кобелева до недавнего времени просто невозможно было поверить. Как будто он - заговоренный.
ОБРЕЧЕННЫЙ
Но на новых боссов "Динамо", получивших контроль над клубом в конце 2009-го, магия Кобелева, видимо, не действовала. Им вряд ли понравилась вялая концовка того чемпионата, но банкиры были готовы потерпеть. Вступая в сезон-2010, Кобелев получил усиление в лице четырех бывших футболистов "Москвы", вернувшегося в клуб Семшова и высококлассного форварда Воронина, а где-то на горизонте маячил образ Кевина Кураньи. Все проблемные позиции закрыты. Жизнь удалась. Разве поймешь в такой ситуации, что ты - обречен?
Первые шаги традиционно получились твердыми. Человек всегда переходит дорогу, пребывая в уверенности, что непременно окажется на другой стороне, хотя на самом деле не доберется даже до середины пути - попадет под колеса. Или провалится в открытый люк. Сначала - неоднозначная виктория над "Спартаком", после которой одна половина зрителей согласится с Кобелевым ("тактическая победа"), а другая - с Карпиным ("игра была равна"). Потом - нагнавшая сон на заглянувшего в Химки Моуринью ничья с измотанным "Севильей" ЦСКА. Четыре очка в двух матчах. Все вроде бы хорошо.
Далее шаг становится неровным. Следуют поражения от "Зенита" и "Локомотива". Пропасть все ближе, но ее никто не замечает: при таком-то календаре не грех уступить грандам.
Шаг пятый, кульминационный. Ничья с "Томью", которую одна из ведущих газет страны назовет нулевейшей, а эти самые нули сравнит с пустыми мертвыми глазницами. Кобелев даст игре, показанной в первом тайме, оценку менее красочную, но не менее жесткую - "просто ужас". После этого падение становится неизбежным.
Последние два шага напоминали предсмертные конвульсии, метания человека, обреченного на гибель. В запас без видимых на то причин попадают Хохлов, Семшов, Колодин и Дмитрий Комбаров, который хоть и молод, но в нынешнем "Динамо" считай ветеран. Игроки зажимаются и перестают общаться с прессой. Становится понятно, что в коллективе конфликт, что команда больна, и необходимы экстренные меры.
Заключительный, седьмой шаг вызывает в памяти недавний полушутливый ужастик с эффектным названием "Затащи меня в ад". Главная героиня вроде бы спасается, закапывая в могилу несущую на себе древнее проклятье пуговицу, но зловещий предмет неожиданно оказывается у нее в руках, и несчастная девушка, уже поверившая было в свое чудесное спасение, проваливается в бездну. Трудовой гол Епуряну в ворота "Сатурна", столь же корявый, как и футбол его команды в этой встрече, оказался не более чем иллюзией, а победа обернулась поражением.
ПОТЕРЯННЫЙ?
За судьбу "Динамо" почему-то спокойно. В команду приходит Миодраг Божович - здравствуйте, сексуальный футбол и широкие улыбки на лицах футболистов.
А вот за Кобелева волнительно. Человек-стресс не выстоял в условиях стресса реального, вызванного не терпящим препирательств генеральским приказом "Взять золото!". В подобной ситуации до него побывали многие молодые коллеги. Кто-то, как Сергей Юран или Андрей Чернышев, по сей день мытарствуют по маленьким клубам, другие, как Станислав Черчесов, не нашли работу до сих пор. Ясное дело, условная "Сибирь" или "Ростов", где под тренерами также качаются стулья, Кобелева оторвут с руками. Но каково ему будет идти на понижение? А главное, не потерялся бы он там, на дне пропасти.