Бац - вторая смена
ЦСКА НАШЕЛ СЕБЕ ТРЕТЬЕГО ТРЕНЕРА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД
Армейский клуб перед стартом в Лиге чемпионов решился на рискованный шаг. В последний момент с поста главного тренера был уволен Зико, а ему на смену заступил именитый испанский специалист Хуанде Рамос. Еженедельник «Футбол», проводив Белого Пеле на другую работу, присмотрелся к его сменщику.
СЮРПРИЗ В ЧЕТВЕРГ
«Хуанде! Хуанде! Рамос!» - раздавались крики из толпы болельщиков красно-синих, сгрудившихся у турникетов «Лужников». После победного матча против «Динамо» у автобуса ЦСКА было многолюдно. Испанский тренер краем глаза следил за размахивающими шарфами фанатами и продолжал беседовать с еще севильским знакомцем Александром Кержаковым. Закончив разговор, Рамос выдвинулся к болельщикам - и навстречу ему взлетели десятки рук с билетами, ручками, журналами и фотографиями. Тренер ЦСКА с сосредоточенным видом принялся расписываться. Три омоновца тут же взяли испанца в кольцо, ограждая от ретивости фанатов.
«Дима, на чем же ему расписаться? - мужчина лет пятидесяти нервно теребил своего спутника за рукав. - Билет протянул, кто-то выхватил… У тебя ничего нет?» - «Паспорт сунь, не откажет», - нашелся Дима. Мужчина тут же достал из пиджака бумажник, откуда выглядывал документ гражданина Российской Федерации. Только Хуанде Рамос не успел поставить автограф на паспорте. После очередного росчерка испанец все с тем же непроницаемым лицом сел в стоявший в пяти метрах серебристый джип, который тут же стартовал с места.
Это было вполне в стиле Рамоса. Так же резко он срывался и из «Севильи», и из «Тоттенхэма». И воодушевленные двумя крупными победами в российском чемпионате армейские фанаты должны быть готовы к тому, что испанский тренер, отработав беспрецедентно короткий контракт, через три месяца скроется и из Москвы.
Но пока ЦСКА и его болельщики могут быть довольны неожиданной заменой главного тренера. Слухи о том, что 56-летний Артур Антунес Коимбра, или попросту Зико, в любое время может быть отправлен в отставку, ходили уже не первую неделю. Тем не менее новость о его увольнении застала врасплох практически всех. Еще в среду Белый Пеле руководил командой в контрольном матче, заодно просматривая в деле новобранца Гильерме, а уже на следующий день собирал вещи, готовясь к отъезду на родину.
«Отставка Зико для нас самих стала большой неожиданностью, -- признается полузащитник ЦСКА Евгений Алдонин. -- Тренировались в обычном режиме - и тут сменили тренера. У Зико даже не было времени попрощаться с командой. Он через переводчика пожелал нам удачи».
Зико все воспринял спокойно. «В футболе нас уже ничем не удивишь. Когда вы подбираете тренера, то уже знаете, что он будет «временно исполняющим обязанности», -- комментировал крутой разворот в своей карьере бразилец. -- Вот и я не был удивлен, когда мне позвонил президент клуба и сказал, что ему не хотелось бы, чтобы я продолжал работать с командой. Теперь остается только договориться о расторжении контракта, которое состоялось исключительно по инициативе ЦСКА. Данным вопросом занимается мой адвокат. Я же надеюсь вернуться в Бразилию как можно скорее, хотя не знаю, в какой именно день это произойдет».
СИНОНИМ УСПЕХА
«Рамос - хороший тренер. Строгий! Гораздо строже, чем Зико. Иначе ему бы не доверили тренировать «Реал» и «Севилью», -- с каким-то даже восхищением признает форвард армейцев Томаш Нецид. А одно из первых требований Рамоса заключалось в том, чтобы все игроки команды приезжали на игры в классических костюмах, пошитых клубом.
Но если ЦСКА надо было только лишь «построить» команду, то стоило пригласить Луиса ван Гала, Вандерлея Лушембурго или Даниэля Пассареллу. Денег на выплату им окладов хватило бы с лихвой, а до выплаты премиальных дело вряд ли бы дошло. Но армейцы выбрали Хуанде Рамоса, зарекомендовавшего себя разносторонне образованным и тактически грамотным специалистом. Значит, армейские начальники преследовали иную цель - признание в Европе.
Для обладателя Кубка УЕФА, 3-кратного чемпиона и 5-кратного обладателя Кубка России «неодолимым Рубиконом» стал групповой турнир Лиги чемпионов. Ни одна из попыток выйти в плей-офф армейцам так и не удалась, и решение сделать ставку на главное клубное соревнование Европы выглядело абсолютно логичным. С любой точки зрения, разумнее сосредоточить все силы на том фронте, где нужно начинать с нуля на равных с остальными, чем там, где соперник имеет довольно ощутимую фору.
Сам 54-летний Хуан де ла Крус Рамос Кано (так звучит его полное имя), контракт с которым заключили всего на три месяца, четко обозначил приоритеты: «ЦСКА - это клуб с историей, и мы приехали сюда с целью помочь ему продемонстрировать свой потенциал в Европе, прежде всего - в Лиге чемпионов. Наша цель - выйти в 1/8 финала, что ранее еще никогда не удавалось».
Лично Рамосу за его почти 20-летнюю карьеру удавалось очень и очень многое, и на самых разных уровнях. Все прекрасно помнят, как при Хуанде «Севилья» в течение двух лет завоевала два Кубка УЕФА, Суперкубок Европы, Кубок и Суперкубок Испании, но и до прихода в андалусийский клуб он стабильно добивался успехов с самыми разными командами и на самых разных уровнях. В 1996 году тогда еще никому не известный тренер вывел в Примеру «Логроньес» (до и после этого ему не хватило самой малости, для того чтобы проделать то же самое с «Леванте» и «Льеидой»), а в 1999 году сходу поднял в элиту «Райо Вальекано».
То время, когда Рамос работал с «Райо», стало лучшим в истории скромного клуба из рабочего района Мадрида. Сезон-1999/2000 «молнии» закончили на рекордно высоком для себя 9-м месте, в следующем розыгрыше национального первенства на некоторое время выбились в лидеры, о чем их болельщики могли только мечтать в глубоких снах, и, наконец, по путевке Fair Play приняли участие в розыгрыше Кубка УЕФА. Там «Райо Вальекано» произвел настоящий фурор, добравшись до четвертьфинала, где уступил будущему финалисту - «Алавесу». В 1/8 финала испанцы взяли верх по сумме двух матчей над «Бордо» (4:1, 1:2), а в 1/16 - над московским «Локомотивом» (0:0, 2:0), выстояв при минусовой температуре на промерзшем поле стадиона «Динамо». Во второй раз он обыграл «железнодорожников» в рамках Кубка УЕФА, уже работая с «Севильей», и тогда же досталось «Зениту».
Покинув «Райо», Хуанде принял только что вернувшийся в Примеру «Бетис», и в конце сезона оставил его на 6-м месте, которое давало право выступить в Кубке УЕФА. С «Эспаньолом» и «Малагой» получилось уже не так хорошо, причем из барселонского клуба, в котором Рамос пробыл менее полугода, он ушел со скандалом, обвинив административный совет в некомпетентности и непрофессионализме. В то же время результат был «на табло»: в пяти матчах одна ничья, по иронии судьбы, с «Севильей» - клубом, чьи болельщики впоследствии будут его боготворить и... ненавидеть.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА
Без слова «ненавидеть» можно было бы вполне обойтись, если писать не полноценный портрет нового главного тренера ЦСКА, а икону. Земляки Хуанде Рамоса из селения Педро Муньос назвали в его честь местный муниципальный стадион, а вот у поклонников «Севильи», насколько бы парадоксальным это ни показалось, отношение к человеку, сделавшему ей имя и в Испании, и в Европе, далеко не однозначное. И вряд ли бы немалая их часть стала бы безо всяких на то оснований называть его «самым лучшим тренером и самым большим предателем в истории «Севильи».
В столице Андалусии до сих пор не могут забыть ухода Хуанде в «Тоттенхэм» в довольно непростое для команды время (трагическую и загадочную смерть Антонио Пуэрты еще никто не забыл), несмотря на обещание остаться, данное президенту клуба Хосе Марии дель Нидо. Наиболее обиженные на него считают, что Рамос не смог бы достичь столь впечатляющих результатов, если бы не его предшественник Хоакин Капаррос, заложивший фундамент будущих побед.
«Насколько Хуанде хорош как тренер, настолько же он плохой человек», - это высказывание принадлежит уже бывшему агенту тренера Альваро Торресу, который ни сном ни духом не ведал о том, что его клиент перебирается в «Тоттенхэм». Этот переход состоялся при непосредственном участии другого агента - самого успешного в Испании - Хинеса Карвахаля, который до сих пор представляет интересы наставника ЦСКА. И финансовая сторона вряд ли имела здесь решающее значение: 6,5 млн евро в год в «Тоттенхэме» против 6 млн в «Севилье» - не та разница, ради которой имеет смысл срываться с насиженного места. По мнению Анхеля Торреса, тренер посчитал, что команда, равно как и он в ней, уже достигла своего потолка: «Хуанде сказал мне, что у «Севильи» будет кризис, что без него она никогда не добилась бы этих результатов и что он должен уехать до того, как всё начнет ухудшаться».
Если следовать этой логике, то из «Тоттенхэма» испанец ушел тоже очень вовремя, нисколько не запятнав свою репутацию. В конце концов, далеко не каждый иностранец сможет адаптироваться к английским климату, языку, кухне и особенно традициям, одна из которых - привычка игроков набираться пивом накануне календарных матчей. И вряд ли бы специалиста, не умеющего найти общий язык со своими подопечными, позвали бы «тушить пожар» в «Реал», где звезда на звезде сидит и звездой погоняет. Кстати, часть «мадридистас» удивлялись тому, что с приходом Хуанде Рауль вновь стал непререкаемым «титуларом». Удивлялись до тех пор, пока не узнали, что их дела ведет один агент.
Как бы то ни было, но в «Реале» этот тренер сотворил не такое уж маленькое чудо, в мгновение ока заставив футболистов показывать то, на что они действительно способны. Отставание от «Барселоны» сократилось до критического значения, и, если бы не фиаско на «Сантьяго Бернабеу» (2:6), еще неизвестно, как бы завершился чемпионат Испании. А ведь если бы в декабре 2008 года мадридский суперклуб не обратился к Хуанде, он бы наверняка оказался в Москве, поскольку предварительное согласие на переезд было получено.