Боец другой армии
Футбольный сезон в России предстоит открыть чемпиону. 18 февраля «Рубин» стартует в Лиге Европы домашним матчем против «Хапоэля» из Тель-Авива. Оценивая итоги казанского межсезонья, следует, пожалуй, в первую очередь обратить внимание не на то, кого команда приобрела, а на то, кого сохранила. Его имя Сергей Семак.
Бесконечная череда трансферных новостей почти уже стёрла из памяти намечавшуюся поначалу интригу: ЦСКА зовёт Семака обратно. Капитан, всегда подчёркивающий особый статус армейского клуба в своей жизни, тем не менее нагнетать обстановку не стал и сразу дал понять: он остаётся в Казани. Что не избавило сюжет от некоторых невысказанных вопросов.
Интересно, есть ли в той гамме чувств, которую подарили Семаку последние два богатых на яркие события сезона, удовлетворение от случившегося реванша? Пусть не на поверхности, а где-нибудь в глубине, в тайных уголках души? Спрашивать об этом у самого Семака бесполезно. Человек сколь общительный, столь же и политкорректный, он, как обычно, скажет что-нибудь правильное: дескать, всех уважает и всем благодарен. Хотя, например, его рубиновый партнёр Роман Шаронов, до поры до времени забивавший исключительно родному «Локомотиву», пасторальный жанр отвергает и говорит с присущей стопперу прямотой: «Тот, кто говорит, что равнодушен к своему бывшему клубу, либо обманывает, либо не спортсмен». В то, что Семак не спортсмен, поверить трудно.
Капитану Семаку армия дала отставку в конце 2004-го. На роившиеся вокруг его дальнейшего пребывания в ЦСКА слухи он тогда настойчиво отвечал: «Уходить никуда не хочу. Чувствую в себе силы играть на высшем уровне. Готов служить родному клубу дальше». Но чем лучше была его игра, тем, как кажется теперь, меньше было шансов остаться. А сумасшедший матч в Лиге против «ПСЖ», после которого восторженные репортёры зашумели, что уж теперь-то отпускать своего капитана ЦСКА не согласится ни за какие коврижки, на самом деле его отставку, похоже, только приблизил. Хотя кому-то переезд в Париж мог показаться вовсе не отставкой, а повышением. Год спустя, когда Семак надумал возвращаться в Россию, видеть его в своих рядах хотели многие, предложения сыпались одно за другим. Не было только звонка, которого он ждал больше других. Из родного клуба. Тут уж сомнений не осталось: это отставка.
Разумеется, на тему ухода из ЦСКА корреспонденты его пытали, и не раз. Семак говорил просто: ушёл сам, не чувствовал, что нужен. На личности не переходил, деликатно, как он умеет, пояснял, что прежде всего имеет в виду позицию «тренерского штаба».
Положа руку на сердце, кто из нас до 2008-го полагал, что «тренерский штаб» ЦСКА ошибся? Ранее футболист, а ныне агент и телекомментатор Дмитрий Градиленко в своё время так прокомментировал переход Семака из ФК «Москва» в «Рубин»: «По слухам, за экс-капитана ЦСКА казанцы заплатили кругленькую сумму. Правда, я так и не понял зачем. При всём уважении к Сергею, его карьера уже на закате». Вслух было сказано то, о чём тогда думали многие: специалисты, пресса, болельщики. И потому преображение Семака — может быть, самая интересная загадка из тех, которые щедро рассыпала перед футбольной Россией Казань.
Найти исчерпывающее объяснение вряд ли удастся, можно лишь предложить некоторые версии. Семак не раз признавался, что для него очень важно отношение тренера: доверие окрыляет. Перед тем как принять решение о переходе в «Рубин», он имел беседы и с Курбаном Бердыевым, и со спортивным директором Рустемом Саймановым. Последний вообще обладает редким даром убеждения: кое-кто из новичков клуба признавался, что после разговоров с Саймановым готов был отправиться в Казань немедленно, хотя прежде о «Рубине» не знал ничего кроме названия. Бердыев же мечтал о Семаке давно, еще в 2004-м «Рубин» зондировал в армейском клубе почву, но тогда остаться в России Сергей мог едва ли. Капитанская повязка, которую Семак получил накануне первого же контрольного матча «Рубина», об отношении тренера сказала лучше всяких слов.
Другой важный, а возможно, и ключевой психологический фактор обнаруживается за пределами футбольного поля. Насколько известно, в течение нескольких лет Семак переживал затянувшийся семейный кризис: случаются такие иссушающие коллизии в жизни даже самых положительных персонажей. Переезд в другой город ситуацию во многом разрядил, и, если не врёт светская хроника, осенью 2008-го, на другой день после матча сборной с Уэльсом, в одном из загсов Казани Семак зарегистрировал свой второй брак, а в ноябре 2009-го, вскоре после триумфа «Рубина» на «Камп Ноу», в большом семействе Сергея появился уже пятый ребёнок — дочь, которую впечатлительная пресса поспешила окрестить Барселоной, а сам отец предпочёл назвать Варварой.
Выделять кого-то из игроков команды в футболе считается дурным тоном, обычно этого избегают и футболисты, и особенно тренеры. Но Семак — случай исключительный. Ещё после завоевания первого чемпионства этот негласный обычай нарушил Бердыев, отметивший особую роль своего капитана. Можно понять почему: такой фигуры у тренера раньше не было. Как представляется, Семак сумел объединить в себе лучшие качества прежних лидеров «Рубина» — Сергея Харламова, мало игравшего, но сплотившего коллектив в «бронзовом» 2003-м, и Алехандро Домингеса, не очень общительного в быту, но ведшего за собой партнёров в игре в 2006-м. Семак оказался вожаком и на поле, и в раздевалке — редкая находка для тренера. Его статус в коллективе не изменило и яркое возвращение Домингеса. Потому, например, Гёкдениз Карадениз тоже не стесняется нарушать нормы корпоративной этики и признаётся газетчикам: «Он просто образец во всем. Превосходный человек, удивительный. Я абсолютно уверен, что без Семака мы бы не смогли стать настоящей командой. Мы можем хорошо провести без Сергея несколько игр, многое будет получаться на тренировках, но сделать нас одинаково близкими друг другу может только Семак».
Помнится, как в самый разгар затяжной победной серии капитан «Рубина» остужал горячие головы: «Чего действительно стоит команда, станет ясно в трудные времена. А они, безусловно, будут». Но ведь трудными временами проверяются не только команды — люди тоже. Свой временный игровой кризис, который многие приняли за закат, Семак преодолел столь блистательно, что мало сегодня отыщется в футбольной России людей, которые не аплодировали бы ему хотя бы мысленно. Вот и армейский народ, похоже, о чём-то пожалел. Раз позвал Семака обратно. Да и лидер прежнего «тренерского штаба», ныне работающий в Киеве, время от времени позволяет себе сдержанные комплименты. Как случилось, например, после словенской неудачи сборной: не секрет, что при Семаке Россия в двух стыковых играх только забивала, а без него только пропускала. Увы, но Марибор заставил ещё одного большого тренера задуматься о поспешности своего решения дать отставку капитану Семаку.
Да, этот парень не отставник, а кадровый боец. Причем боец, каких мало. И Казань это понимает лучше, чем кто бы то ни было.