Продолжение.....
Карлос Фольгера: «Хорошо сказал отец Пуйоля...»
Пообщавшись с Карлосом Фольгера, директором Академии по воспитательной работе, мы с некоторым удивлением выяснили, что собственно о футбольном будущем своих подопечных он думает в последнюю очередь, а одними из основных добродетелей футболиста считает скромность и умение достойно проигрывать. Интересный получился разговор, во многом поучительный. Вот, почитайте...
- Если коротко сформулировать философию, которой вы придерживаетесь в работе с детьми, в чем она?
– Если коротко, то в том, что в первую очередь мы думаем не о том, что из них выйдут за футболисты, а о том, какими они будут людьми. Развитыми, образованными, социализированными, элементарно порядочными, наконец. Я подчеркиваю: я говорю сейчас как педагог, как воспитатель, а не как тренер. Но эта позиция до мелочей согласована с клубом, и она им всецело поддерживается.
Дело в том, что в 10-11 лет, когда дети попадают к нам, никто не может гарантировать ни им самим, ни их родителям, что из них вырастут звезды. Больше того, никто не может гарантировать, что из них вообще получатся профессиональные игроки. Скажу вам, что по статистике, если говорить об Академии в целом, на профессиональный уровень выходят не больше 10-15 процентов выпускников, причем учтите, что речь не идет о высшем профессиональном уровне. Даже эти 10-15 процентов не разойдутся сплошь по командам Примеры. Кому-то придется играть в Сегунде, кому-то – в низших лигах иностранных чемпионатов.
Ну, а для подавляющего большинства занятия футболом так и останутся одним из воспоминаний детства. На жизнь им придется зарабатывать чем-то другим, и наша задача как раз в том и состоит, чтобы к 16-17 годам уровень их знаний и развития мог позволить им продолжить образование и получить профессию, которая кормила бы их в самой обычной, не футбольной жизни.
- У вас ведь много иностранцев, это, наверное, создает дополнительные сложности?
– Да, иностранцев много. Если смотреть в процентном соотношении, то приблизительно процентов 35 от общего числа воспитанников. Сейчас у нас есть дети из Камеруна, Сенегала, Нигерии, Доминиканской республики, Швеции, Венгрии, Бразилии, Аргентины. Не сказал бы, что то, что они иностранцы, создает для нас какие-то дополнительные проблемы за исключением, конечно, языковой. Впрочем, и ее мы решаем.
Как? Ну, во-первых, здесь же они погружаются в языковую среду, все вокруг знают испанский. А потом в течение первых нескольких месяцев наши преподаватели занимаются с ними испанским в гораздо больших объемах, чем с теми, для кого этот язык родной. Это, как вы понимаете, необходимо для того, чтобы они затем не отставали в школе по другим предметам. Ну, и с тренерами и другими воспитанниками могли общаться, конечно.
- А школа, в которой учатся ваши дети, она обычная?
– Да. Это очень хорошая школа. Но она совершенно обычная в том смысле, что там наши игроки учатся со своими сверстниками, не имеющими никакого отношения к футболу. Это как раз и есть один из краеугольных камней той философии, о которой вы меня только что спрашивали. Ребенок должен быть социализирован, ребенок не должен быть зациклен на футболе. Он должен понимать, что в мире есть вещи и помимо футбола, и есть люди, интересы которых, в том числе и профессиональные, лежат вне этой сферы. Если бы даже в школе они общались только между собой, уяснить это им было бы сложнее.
- А как к ним относятся другие дети, ну, вот те, что вместе с ними учатся? И как ваши воспитанники относятся к этим детям? Нет такого, что задирают нос: дескать, я – игрок «Барселоны»?
– Такое у нас бывало, хотя и нечасто. Но поверьте, как только мы получали такой сигнал из школы, мы сразу же находили способ поставить такого мальчика на место. Еесли такое и случается, то, как правило, с теми, кто у нас недавно.
Вообще, вот это некоторое зазнайство, противопоставление себя коллективу это очень сложный психологический момент, который нам приходится преодолевать: понимаете, сюда ведь приходят хотя и совсем еще маленькие, но уже футболисты. И, раз они попали сюда, значит, они чего-то да стоят. Они это очень хорошо понимают: в тех детских командах, где они были до «Барселоны», каждый из них действительно был звездочкой, там тренеры на них молились и пыль с них сдували.
А здесь таких звездочек – 60 человек. И всех нам надо приучить к мысли о том, что они теперь – одна семья. Семья, где у всех перед всеми равные права и обязанности. Семья, одними из главных ценностей которой являются скромность и трудолюбие, без которых большого успеха добиться нельзя, будь ты хоть суперталант.
Хорошо в свое время сказал отец Пуйоля – я в то время, когда он учился, еще не работал, но мне мои предшественники рассказывали. Так вот, отец Пуйоля, когда оставлял его у нас, сказал: «Мне совершенно не важно, будешь ли ты играть за «Барселону», станешь ли ты вообще профессиональным игроком, но мне очень важно будет сознавать, что ты сделал для этого все, что мог». И вот вам, пожалуйста, Пуйоль… Кто может сказать про него, что он очень быстрый защитник? Кто может сказать, что он очень техничен? Нет, ничего подобного про него сказать нельзя. Но у него было другое – трудолюбие и скромность, скромность и трудолюбие. Ну, и, конечно, очень сильный характер. И благодаря им он вырос в большого игрока.
Карлес Пуйоль Сафоркада (выпуск 1995 года)
- Как вообще можно к вам попасть? Скажем, из России. Как происходит отбор молодых игроков из других стран?
– Это прерогатива наших скаутов, которые заняты поиском футбольных талантов по всему миру. Они дают свои рекомендации и футболистов приглашают на просмотр. Но в принципе возможен и другой вариант, он довольно редко используется, но все-таки. В общем, если вам вдруг кажется, что ваш сын или просто какой-то знакомый мальчик обнаруживает задатки будущей звезды, вы можете связаться с клубом через официальный сайт и прислать видео. Если наши специалисты сочтут ребенка действительно талантливым, с вами спишутся или созвонятся и попросят приехать.
- Вот вы сказали, что вам нужно каким-то образом убедить своих воспитанников в том, что они одна семья.
– Да, создать такую атмосферу совершенно необходимо. Если 12-13 летний ребенок вдруг в один момент расстается с родителями и приезжает в новое, незнакомое место, для него это, конечно, является большим психологическим испытанием. И мы должны ему помочь это испытание пройти. Вот, например, Иньеста: он родился в маленькой деревне, в Альбасете. У нас оказался в 12 лет. И до 14-ти каждый день звонил родителям и просил, чтобы они его отсюда забрали, так ему было тяжело. Слава Богу, наконец, адаптировался. А ведь могли бы мы его и потерять. И кто бы тогда голландцам забивал?...
Андрес Иньеста Лухан (выпуск 2001 года)
Виктор Вальдес Аррибас (выпуск 1999 года)
- Да, но вопрос в том, как именно вам удается создать такую атмосферу, чтобы ребенок, оторванный от семьи, не чувствовал себя одиноким?
– Ну, как... Мы над этим работаем, думаем постоянно, день и ночь. Специально подбираем педагогов, воспитателей. Я лично этим занят.
- А вот, каковы, кстати, критерии отбора?
Критерии такие: хорошее образование, опыт работы, хорошие рекомендации. Но, конечно, не только это: учитывая нашу специфику, мы всегда при прочих равных отдаем предпочтение воспитателям, которые сами в свое время занимались спортом, пусть даже и не профессионально. То есть нам нужны люди, понимающие психологию спортсмена. Имеющие представление о том, например, как важны для игрока доверительные отношения с тренером. Понимающие, какие чувства испытывает футболист, получивший травму и выпавший из игры и тренировочного процесса. Знающие, что есть для спортсмена победа, и что – поражение. Могущие вложить в него понимание того, что эйфория от побед губительна, а умение проигрывать достойно – вообще одно из главных для спортсмена качеств, может быть, даже не менее важное, чем умение побеждать.
Хосеп Гвардьола и Сала (выпуск 1989 года)
А потом я еще вот что вам скажу, возвращаясь к теме семьи. Вот эта вот «Резиденция», La Masia – это ведь все не пустой звук. Это в общем-то сердце «Барселоны», по крайней мере нынешней – это точно. Вы посмотрите: главный тренер, Гвардьола, он из La Masia, мальчишкой шесть лет здесь прожил. Второй, помощник его, Тито Вильянова, наш. Тренер по физподготовке первой команды – отсюда. Сам директор Академии, Гильермо Амор – то же самое. Про наш основной состав я вообще не говорю. Конечно, это общность. И это, если угодно, действительно вторая семья.
Франческо Вильянова и Байо (выпуск 1986 года)
И мальчишки это понимают очень хорошо. Они понимают, что сейчас идут путем, который до них прошли многие действительно большие люди, крупные личности. И что эти многие, пройдя этот путь, остались в «Барселоне», по прежнему работают на нее, видят в ней свою семью и стараются принести ей пользу. В общем, примерно так.
Гильермо Амор Мартинес (выпуск 1984 года) против Деяна Савичевича (Лига чемпионов 94, «Барселона» – «Милан»)
А вообще, как показывают опросы, из каждых десяти наших детей восемь с раннего возраста болели за «Барселону» и хотели играть именно за нее, а не, скажем, за «Реал».
- Почему?
А им кажется, что из кантеры «Барселоны» легче пробиться в основной состав. И в общем определенная логика в этих рассуждениях есть. Посмотрите, сколько за последние лет десять у «Реала» собственных воспитанников заиграло – Рауль да Касильяс, и все. И сколько – у нас. Хотя я это не к тому говорю, что у нас школа хорошая, а у них – плохая, Боже упаси. Нет, у них тоже отличная. И у «Вильярреала», и у «Атлетик Бильбао»...
- Сколько клуб тратит на игроков, живущих здесь круглогодично?
Цифры конфиденциальные… Могу только сказать, что они находятся на полном содержании «Барселоны». Питание, обучение, переезды домой и обратно, на соревнования, медобслуживание, в общем – все. Если родители хотят навестить своего ребенка и приехать в Барселону, все их расходы тоже оплачивает клуб.
Вообще, сложно вывести какую-то среднюю цифру. Все индивидуально. Одному это нужно, другому – другое. Вот, скажем, Месси нуждался в специальных препаратах для стимуляции роста. Вы знаете, он и сейчас невысок, а без них, наверное, и таким бы не вырос. Само собой, клуб обеспечил ему все, что было необходимо.
Лионель Андрес Месси (выпуск 2004 года)
- А у воспитателя, педагога, работающего с будущими звездами «Барселоны» зарплата выше, чем, скажем, у обычного?
Нет, все наши педагоги получают зарплату, соответствующую среднему размеру зарплат в профессии в Испании. Ко мне лично это тоже относится.
Вообще, наверное, для тех, кто работает в «Барселоне», вопрос материального вознаграждения, хотя безусловно и важен, но все-таки не стоит на первом месте. Престиж – дороже. Я, например, горд тем, что меня всегда приглашают на церемонии награждения. И считаю это самой адекватной оценкой своего труда.
с сайта sports.ru